Неувядающая весна События

Неувядающая весна

Юбилей дирижера Александра Пономарева отметили большим концертом его главного «детища» – Детского хора «Весна»

«Мне нигде не было так хорошо, как в “Весне”. Вы подарили мне и всем “веснушкам” самое счастливое детство на свете». Эти слова одного из выпускников Детского хора «Весна» адресованы человеку, который стал для огромного количества детей Учителем (именно так, не педагогом, не преподавателем, а настоящим проводником в жизнь), – создателю хора Александру Сергеевичу Пономареву.

В этом году Александру Сергеевичу исполнилось бы 80 лет, и потому весь 2018 год для хоровой школы «Весна» – юбилейный. В честь Пономарева уже запланировано больше десятка концертов, две педагогические конференции и художественная выставка (и это не считая постоянных проектов – Фестиваля фортепианной музыки «Подснежник», активного сотрудничества с Московским государственным академическим хором и других многочисленных проектов). Все это неудивительно в таком коллективе, как «Весна» – ведь мало где настолько бережно относятся и к именам учителей, и к атмосфере и взаимоотношениям в детском коллективе (даже воспоминания учеников и зрителей хранятся в специальной книге), и, конечно, к музыке.

К 13 ноября – дню рождения Александра Сергеевича – в школе всегда готовится особый праздничный концерт; в юбилейном году он прошел, конечно, с небывалым размахом, в Большом зале консерватории. Помимо старшего хора, участие в концерте принимали выпускники разных лет, а в конце на сцену вышли сразу несколько младших хоров. Глядя на этот грандиозный хоровой праздник, сложно даже представить себе, что история «Весны» (коллектива, в «багаже» которого теперь масса всемирных конкурсов и особая гордость – две победы в конкурсе Европейской хоровой ассоциации «Гран-при Европы») начиналась с маленького кружка, скромного «дворового» хора. Александр Сергеевич вспоминал об этом так: «Как-то ко мне пришли домой, стучатся и говорят: “Вы – музыкант, не будете ли добры с нашими детишками заниматься, чтобы они без дела по двору не бегали?”».

Пожалуй, только такой человек, как Пономарев, смог бы справиться с непосильной на первый взгляд задачей – из нескольких детей создать известный на весь мир хор, прославившийся на крупнейших фестивалях и конкурсах. Будучи почти что самоучкой, Александр Сергеевич понимал, как важно увлечь ребенка настоящей, классической музыкой – и потому одним из главных его кредо было то, что дети не должны воспитываться на массовой песне. Поэтому в репертуаре хора с самого начала и до сегодняшнего дня основное место занимают произведения классиков – зарубежных и отечественных, а еще сочинения современных авторов, зачастую посвященные «Весне» или Пономареву. Отдельную роль в создании репертуара играют многочисленные обработки Александра Сергеевича, благодаря которым хор имеет возможность исполнять величайшую музыку, не предназначенную изначально для детей, но великолепно адаптированную.

Репертуарная логика хора отлично читалась и в программе юбилейного концерта. Первое отделение было посвящено музыке классицизма и барокко в переложении Пономарева: вначале лаконичное хоровое приветствие «Laudate Dominum» Моцарта (дирижер – художественный руководитель «Весны» Надежда Аверина), а затем многочастная «Gloria» Вивальди под управлением Сергея Кондрашева. Удивительно благородный и культурный звук ощущался уже с первого хорового аккорда, а благодаря замечательному Симфоническому оркестру радио «Орфей» это ощущение только усилилось. Звук – не единственная «точка удивления»: еще больше поразила та осмысленность, с которой пели совсем юные хористы – и в миниатюре Моцарта, и особенно в двенадцатичастной кантате Вивальди чувствовалось, что хор понимает всю глубину исполняемой музыки. И даже несколько излишняя бережность, а иногда и неуверенность – идущая, вероятно, от неизбалованности большими сценами, – нисколько не испортили впечатления от пения.

А после антракта звучали произведения a capella, посвященные Александру Сергеевичу Пономареву и написанные специально для «Весны» московскими композиторами Михаилом Броннером, Владимиром Рубиным, Ефремом Подгайцем – давними друзьями хора, а еще Юлией Тихоновой, выпускницей «Весны». Обрамляли второе отделение две премьеры, написанные специально к юбилейному концерту, – «Душа хотела б быть звездой» Михаила Броннера на стихи Федора Тютчева и «Весь мир поет» Юлии Тихоновой на стихи К.Р. (князя Константина Романова). Прекрасные стихи украсили эти сочинения, но сам по себе музыкальный язык, вероятно, оказался излишне ожидаемым – в стиле советской музыки для детского хора, несколько лапидарной. В качестве краткого апофеоза сочинение Тихоновой прозвучало, в целом, абсолютно уместно, но пятичастная композиция Броннера растянула концерт и оставила зал равнодушным.

Совершенно иначе были восприняты хоровая поэма Владимира Рубина «Девушка пела в церковном хоре» на стихи Александра Блока и особенно кантата-сказка «Лунная свирель» для хора и инструментального ансамбля Ефрема Подгайца. В поэме Рубина очень свежо прозвучал сольный «ангельский» голос, отделенный от общего хора, а прекрасное исполнение концертмейстера Василия Заболотнего дополнил интересный звуковой эффект – удары по струнам рояля. А кульминацией всего концерта стала кантата Подгайца по сказке Сергея Козлова – прекрасная музыка, в которой хористы и показали профессионализм, и, что даже важнее, смогли почувствовать себя детьми – ведь сказка остается сказкой. И без того яркую и очень театральную музыку дополнила лаконичная сценография, без излишнего «перетягивания» внимания – благодаря чему кантата выглядела очень цельно и стильно. А аккомпанемент инструментального ансамбля – скрипка, флейта и ударные – проиллюстрировал звукоизобразительные эффекты милой сказки о Зайце и Филине.

Создатель «Весны» до конца жизни оставался в душе ребенком, о чем вспоминал дирижер Владимир Минин: «Детей не обманешь; они нутром безошибочно чувствуют сущность человека и тянутся к родственному, близкому и понятному. В Александре Сергеевиче и впрямь было что-то ребяческое: и некая застенчивость, и озаряющая его лицо улыбка». Вероятно, именно поэтому он и мог общаться со своими «веснушками» на равных: учить их тому, что сам называл «хоровым патриотизмом», и не терпеть безразличия к музыке, но всегда ободрять («его слово “хорошо”, даже когда все плохо, – это очень важно детям!..»)

Благодаря Александру Сергеевичу хор «Весна» стал уникальным событием в современной культурной жизни. Прекрасно об этом сказал композитор Михаил Броннер: «Если бы каждый ребенок прожил хотя бы часть своей детской жизни в хоре “Весна”, мы жили бы в другом мире и в другой стране. Детский хор “Весна” – это звучащий памятник замечательному маэстро, гениальному музыканту и педагогу А.С.Пономареву». Дети, начинающие свой путь в таком коллективе, как «Весна», не смогут вырасти плохими людьми – ведь они с самого детства причастны к высокому искусству; а творческий путь Мастера, всего себя отдававшего искусству, станет для них образцом для подражания на всю жизнь.

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale