Новый альбом легендарного французского ансамбля Le Poème Harmonique посвящен внелитургической духовной музыке. Музыке, что звучала вне официальных богослужений, но укрепляла веру людей и поддерживала их моральный дух. Плейлист составлен из произведений разных жанров — здесь можно найти как инструментальные композиции, так и исполненные вокальным ансамблем a cappella, но главным украшением альбома являются произведения с вокалом Евы Зайчик — восходящей звезды барочной сцены. Несмотря на все мастерство певицы и выгодное звучание ее голоса, обладающего мягким бархатистым тембром и способным виртуозно исполнять сложнейшие пассажи, Nisi Dominus не является ее сольным альбомом.
Основным же концептуальным скрепляющим фактором является жизненный путь композиторов и их произведения, так или иначе касающиеся вопросов веры и религии. Временные рамки достаточно велики: анонимный средневековый хорал, два композитора XVI века и еще два — XVIII века. Крупнейшим именем на альбоме является Антонио Вивальди, в довольно молодом возрасте принявший сан священника и посвятивший многие аспекты жизни духовным вопросам. Почти тридцать лет своей жизни он прослужил в Оспедале-делла-Пьета — женском сиротском приюте, где был музыкальным руководителем. Для ансамбля девочек-сирот им были написаны в том числе мотеты Invicti, bellate и Nisi Dominus, блестяще исполненные на пластинке ансамблем Le Poème Harmonique и Евой Зайчик.
Менее известным композитором является Серафино Рацци — монах-доминиканец, родом из Флоренции. В 1563 году он опубликовал сборник лауд (хвалебных песнопений), две из которых — O Vergin Santa и O dolcezza — представлены на альбоме. O Vergin Santa — дуэт сопрано, наполненный виртуозными украшениями, типичными для флорентийской школы, в сопровождении отрешенного бурдона струнного инструмента. O dolcezza — напротив, вертикальное мужское многоголосие, периодически прерываемое далеким женским голосом.
Еще одной лаудой является произведение Франческо Сото де Ланга — певца-кастрата в папской капелле. Его Giesù diletto sposo написано от лица монахини, которые считались в то время невестами Христа. Текст полон едва ли не эротических переживаний и целиком посвящен служению. Дополняет картину инструментальная Sinfonia funebre, написанная Пьетро Антонио Локателли в память о покойной жене.
Несмотря на стилистически пеструю картину из музыки разных эпох и стилей, концепция альбома оказалась довольно убедительной. Еще более убеждает великолепное качество исполнения: изысканная фразировка, летящие пассажи, понимание стиля и эпохи, привитое музыкантам под бдительным руководством Венсана Дюместра. Музыкальность не пострадала в угоду концепции, не случилось и обратного результата. Альбом стоит послушать, даже если вы не поклонник старинной музыки: качество исполнения и эстетические свойства выбранных композиций не смогут никого оставить равнодушным.