Ночь, башня, факелы и музыка События

Ночь, башня, факелы и музыка

Псков презентовал новую концертную площадку

Псковская филармония, похоже, перешла в наступление: непрерывно наращивает фестивальную повестку (этим летом прошел целый ряд оупен-эйров – от «Александра Невского – 800» до «Лавандовой ночи»), продвигает классику как модное увлечение – в результате аудитория академической музыки увеличилась более чем вдвое. И вот, наконец, главная бомба: презентация в сентябре новой концертной площадки – Варлаамовской башни.

Только представьте: фортификационное сооружение Окольного города Псковской крепости с толстыми стенами – до 4 метров – и помостами для пушек… Здесь Петр Первый готовился к Северной войне, здесь же разворачивался театр военных действий в 1615 году, когда Псковскую крепость атаковал шведский король Густав II Адольф (именно после этих событий, в 1620-х годах, она была построена заново и приобрела современный вид). Но постепенно о башне забыли, она оказалась ненужной, полуразрушенной.

Чудесное превращение живописных руин в современный арт-объект стало возможным после реставрации 2017–2020 годов. К воссозданию башни подошли творчески: пострадавшую часть стены не стали достраивать, а закрыли стеклом, сквозь которое открывается роскошный панорамный вид на реку Великую. Увидев это чудо, худрук Губернаторского оркестра Псковской области Николай Хондзинский и директор областной филармонии Елизавета Барышникова придумали нечто, казалось бы, безумное – «прописать» здесь музыкальную классику, и они не ошиблись. Башня словно ожила, отозвалась живой, настоящей акустикой, и теперь это чуть ли не лучший концертный зал в Пскове.

Одновременно по инициативе Николая родился фестиваль «Ночь в башне» (другое название – Ars in turri). Его первый концерт 10 сентября и стал инаугурацией новой площадки. Пока в афише скромно значились лишь две программы, зато какие! В первый вечер – изыски отженского вокального ансамбля musicAeterna4: европейская музыка Средневековья и раннего барокко (от Хильдегарды Бингенской до Джона Доуленда), а также фолк в собственных аранжировках – балканский, армянский, русский. Специальный гость Ирина Пыжьянова  добавила инструментальных «специй» (неокельтская арфа, колесная лира) в невероятно «вкусное» вокальное блюдо.

Вторая программа – квартетный вечер: «Смерть и девушка» Шуберта и Третий квартет нашего современника Юрия Абдокова – очень красивый, но крайне редко исполняемый. Играл Квартет имени Глинки. Все номера без исключения – псковские премьеры (замечу, что камерная музыка вообще нечасто звучит в Пскове).

В данном случае, помимо собственно музыки, важен антураж, и он завораживал. Представьте: в поздний час (концерты начинались в девять и одиннадцать вечера) в средневековой башне собираются «избранные» – около ста зрителей (больше разместить невозможно). Горят только свечи и факелы-обогреватели, создавая удивительную атмосферу –таинственную, романтическую. Кажется, идет магическое действо или мистерия под названием «Ночь, башня, факелы и музыка» (почти по Блоку). Зрители сидят внизу, в импровизированном «партере», и «висят» по стенкам вверху, где реставраторы соорудили два яруса-балкона. Слышно отовсюду потрясающе, даже тихое соло кельтской арфы на верхнем балконе прозвучало так отчетливо, красиво! Вот это акустика! Даже не верится, что башня изначально была создана для обороны города и стрельбы из пушек, а не для камерных концертов.

Солистка musicAeterna4 Анастасия Гуляева говорила об особой энергетике башни, о том, что уже «на репетиции хотелось петь в других темпах, другой динамике». А специально приехавший на концерт профессор Московской консерватории, учитель Николая ХондзинскогоЮрий Абдоков уверен, что Варлаамовская башня может стать местом притяжения не регионального, а общероссийского масштаба – и из-за идеальной акустики, и потому, что здесь «музыка преодолевает время».

Публика рублем поддержала новый фестиваль – билеты смели мгновенно. Пока это были в основном псковичи. Но не забудем: город сегодня активно развивается как туристический центр. «Россия начинается здесь» – огромная инсталляция с этим слоганом в центре на  набережной реки Великой напоминает о том, что Псков – западный форпост нашей страны, граничащий с тремя государствами – Латвией, Эстонией и Беларусью. К тому же это один из самых древних городов России (основан в 903 году) с богатой историей. В городе и окрестностях есть что посмотреть: многое реставрируется, восстанавливается, и люди сюда едут толпами, отели заполнены под завязку. Как сказала Елизавета Барышникова, фестиваль Ars in turri «может стать подспорьем для развития внутреннего туризма, гостей должны заинтересовать памятники архитектуры в сочетании с музыкой».

 Устроители намерены развивать фестиваль в том числе и в расчете на туристов, сделать его ежегодным и проводить летом. В афише будет не только музыка, но и – шире – искусство в целом: прежде всего, художественные и фотовыставки (отсюда и второе название: Ars in turri –«Искусство в башне»). А вообще, как сказал мне Николай Хондзинский, если бы не отсутствие отопления, он давал бы в Варлаамовской башне концерты круглый год. Но, возможно, классическая музыка проникнет и в другие достопримечательности Псковской крепости – например, в только что отреставрированную Высокую башню.

Беллини в неоклассической скорлупе События

Беллини в неоклассической скорлупе

В Перми поставили оперу «Норма». Шедевр эпохи бельканто пермяки увидели впервые спустя почти 200 лет после его создания

И снова Брукнер События

И снова Брукнер

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан закрыл сезон Восьмой симфонией Антона Брукнера

Пост-постскрипт События

Пост-постскрипт

В Большом театре продюсер Юрий Баранов и компания MuzArts представили новую версию программы современной хореографии

Опера, существующая в двух мирах События

Опера, существующая в двух мирах

В Концертном зале Музея Победы состоялось историческое событие – сценическая постановка оперы В. Ульмана «Император Атлантиды»