Ночное искусство События

Ночное искусство

Всероссийская акция «Ночь в музее» охватила в столице более 200 площадок, от джаза в Царицыно до выставки «Четверо на льдине, не считая собаки», посвященной экспедиции «папанинцев» в Арктику, и экскурсии в Музее Вадима Сидура для глухих и слабослышащих на жестовом языке.

Синтез искусств – своеобразная idea fix эпохи Серебряного века. Одним из главных «проповедников» этой идеи стал Александр Николаевич Скрябин, и спустя сто с лишним лет после смерти великого композитора его дом-музей продолжает начатое. «Ночь в музее», уже в восьмой раз прошедшая в скрябинском доме, стала поводом к объединению разножанровых проектов в один большой музейный праздник.

В этом году акция приурочена к грядущему юбилею – уже осенью один из старейших городских музеев отметит свое столетие, в связи с чем программа «Ночи в музее» приобрела особый размах. Весь день посетителей ожидали экскурсии, в которых самым интересным экспонатом для публики традиционно становится «цветовая шкала светомузыкального круга» Скрябина, наглядно демонстрирующая идею пересечения искусств. А помимо собственно музейной обзорной экскурсии, для всех желающих провели еще и пешеходную – по скрябинскому Арбату.

Но, пожалуй, главное, чем привлекает Музей Скрябина (как и большинство музыкальных музеев), – объединение музейного и концертного пространств. Помимо замечательного зала, позволяющего любые мультимедийные эксперименты, с недавних пор в качестве концертной площадки используется и внутренний двор музея – что позволяет проводить востребованные сейчас концерты «на свежем воздухе». Благодаря этому и без того разнообразная музыкальная программа вечера заинтересовала самые разные слои публики.

Концерт Евгения Гринько во внутреннем дворе музея

Два концерта, полярные по стилю, стали обрамлением «Ночи в музее» в Доме Скрябина. Открыл вечер концерт петербургской саксофонистки Александры Манаковой. В своей программе молодая солистка сумела сочетать несочетаемое – транскрипции музыки Баха, аргентинское танго Астора Пьяццоллы и произведения композиторов-саксофонистов – Р. Нода, П. Мориса и П. Бонно. Казалось бы, такая музыка могла бы стать отличным завершением вечера, но организаторы решили иначе – и своеобразным «итогом» оказался концерт из барочной камерной и вокальной музыки под названием «Музыкальная полночь». Исполнители (Наталья Соколовская – фортепиано, Алина Яровая – сопрано, Зоя Вязовская – флейта и Регина Штейнман – альт) отметили особую связь эпохи барокко с символикой ночи и идеей жизни как сновидения, благодаря чему полуночный концерт приобрел особую таинственную атмосферу.

Главным событием сцены во дворе музея стало выступление молодого композитора Евгения Гринько. Рок-барабанщик без музыкального образования, Гринько неожиданно для себя самого пришел к модной неоклассике – в духе Яна Тирсена или Людовико Эйнауди. Композитор говорит в интервью: «Ко мне пришел Бог и сказал, что у него были надежды на Тирсена, а тот подвел. Так что, ты, бросай барабаны и начинай играть инструментальную музыку». У первой же композиции Гринько под незатейливым названием «Вальс» в YouTube почти 15 миллионов просмотров, а еще внезапная и громкая слава в Турции, где он озвучил несколько фильмов.

Евгений Гринько и музыканты перед концертом

Для «Ночи в музее» композитор выбрал несколько сольных фортепианных и гитарных композиций, но наиболее интересны те, что написаны для инструментального состава (Лиза Бабченко – гобой, Влада Понятовская – скрипка, Серафим Варлыгин – альт и Мария Елина – виолончель). В таком исполнении прозвучали новые произведения Гринько – чуть более сложные по языку, но более тонкие и изобретательные. А для поклонников, которых, кстати, с трудом вместил двор музея, композитор сыграл самые известные свои композиции – немногословные, как сам Гринько, легкие и атмосферные пьесы.

Кульминацией вечера стал перформанс группы мультимедиа-художников и электронных музыкантов Struttura. Коллектив создает проекты, которые объединяют живую и электронную музыку, инсталляции, видеопроекции и искусство перформанса. Неудивительно, что музей Скрябина оказался идеальной площадкой для группы – и не только из-за технических возможностей зала. По сути, Struttura на современном уровне продолжает замыслы великого композитора – озвучивая «видимое» искусство и визуализируя музыку.

Новый перформанс художники назвали емко – «Тишина». Аудиовизуальное шоу было посвящено окружающим нас повседневным звукам и взаимодействию с ними, а целью стало, как рассказали сами авторы, исследование тишины. Основным «инструментом» перформанса стали две актрисы, чьи движения и звуки фиксировала камера, превращая их в единую причудливую композицию. Полная темнота послужила фоном для видеопроекций, транслируемых на стены зала и сцену, а шумы сливались с импровизациями пианиста, сидящего за роялем на сцене. Процесс создания звука, напоминающий какой-то магический ритуал, по-настоящему завораживал – зал притих, поглощенный «искусством тишины».

Евгений Гринько и директор Мемориального музея А.Н. Скрябина Александр Иванович Лазарев

«Ночь в музее» – проект, предлагающий множество разнообразнейших событий на любой вкус. Среди десятков московских музеев Дом-музей Скрябина – это вовсе не то место, куда обыватель может прийти в поисках развлечений; обитель великого композитора держит высокую планку и тщательно создает интеллектуальное пространство, достойное носить имя Мастера. Ночь в музее Скрябина – лишнее тому доказательство.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»