«Реквием» питерского барочного музыканта-мультиинструменталиста Руста Позюмского, обучавшегося у швейцарско-голландской скрипачки Марии Леонхардт и основателя фестиваля старинной музыки Earlymusic скрипача Андрея Решетина, — сочинение большое и по объему, и по замыслу, и по нагрузке — эстетической и идейной. Это отклик в традиционной эстетике на современное напряжение новостных лент, ментальные бури и человеческие трагедии нашего времени. То есть тут предполагается наличие не только вселенского, эсхатологического смысла — эта музыка важна здесь и сейчас.
Буклет сообщает, что принятая терминология «малопонятна широкой публике» и говорит о синтезе «барочной эстетики Реквиема с рокерским драйвом». Наследуя Лютеру, Позюмский считает, что текст должен быть понятен обычному человеку, латинский или церковнославянский язык надо адаптировать к бытовому восприятию. Развитие этой идеи «приближения к народу» привело в Скандинавии к появлению «металлической» мессы — литургии под тяжелый рок с соответствующим вокалом и энергетикой. Но частичная непонятность даже оперных текстов — это часть эстетики восприятия, она требует углубления в материал. И это особо важно для духовных песнопений. Руст же нашел компромисс, создал русскоязычный вариант Реквиема, учитывая смыслы канонических текстов, но сохранил латинские названия частей произведения.
В названии альбома коллективы исполнителей стоят перед автором. Это инструментальный ансамбль, необарочный проект Novoselie — его в традиции реконструкции именуют consort (консорт виол). В basso continuo входят сам Позюмский, культовый мультиинструменталист Владимир Волков и исполнительница на исторических клавишных Дарья Борковская. Вокал — хор Questa Musica и квартет солистов. Заметны Елисей Дрегалин (ударные) и духовик Олег Маряхин (Jazzator, Инна Желанная, Tinavie, Safety Magic, Карл Хламкин), который играет на цинке — старинном корнете (cornet à bouquin), инструменте, звучащем стильно и эффектно.
Вокальное многоголосие — все же не тот жанр, в котором ощущает трагедию эпохи наш современник, принадлежащий к этой самой «широкой» публике. Поэтому Позюмский, никогда не чуравшийся экспериментов, использует разнообразные, даже полярные влияния: сводит воедино церковное чтение с рэп-читкой, рок-музыку с фольклорным ритуалом, европейскую инструментовку и петровские канты. Кстати, эта «виватная» бодрая музыка оформилась как жанр, приветствовавший победы императорской Росссии XVIII века. Проект Novoselie как раз и возник на основе интереса Позюмского к той традиции. В результате альбом складывается как единство и борьба компромиссов, что естественно при музыкальном обращении к высшим смыслам. Возможность же и результаты экспериментов в этой области оценит только время.