O Бетховене и не только События

O Бетховене и не только

В Концертном зале имени П.И.Чайковского прошел XII Большой фестиваль Российского национального оркестра

Бетховен меняет прописку

Итак, старт дан! Учитывая, что из-за пандемии Бетховенский фестиваль в Бонне был отменен (год Бетховена без Бетховенфеста!), Большой фестиваль РНО по формату и воплощению во многом можно считать «правопреемником» Бонна: то же внимание к самым разным жанрам и эпохам, так сказать, «вперемешку»; та же наглядная демонстрация этапов развития музыкального искусства. Программа построена так, что хочется посетить абсолютно каждый концерт; отдать предпочтение чему-то одному означает лишить себя не менее волнующих впечатлений. «Пляска смерти» Сен-Санса и Вторая симфония Брамса (11 сентября); масштаб и глубина Большой мессы Моцарта в исполнении Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова (1 октября); контраст времен и настроений в рамках одного жанра «в лице» «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина и Третьей сюиты Чайковского (21 сентября). Ах, да! Нельзя же не упомянуть и «несерьезную» оперетту! «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына в исполнении яркой и задорной геликоновской команды Дмитрия Бертмана с солистами и хором театра прозвучала – вернее, буквально просверкала – на сцене КЗЧ 26 сентября.

При этом не случайно в программе фестиваля, радующей таким разнообразием, центральное место было отдано все-таки главному юбиляру 2020 года – Бетховену – на концертах 7 и 16 сентября. И вновь придется недобрым словом вспомнить «злодейский» коронавирус. К сожалению, в программу пришлось вносить коррективы из-за невозможности приезда в Россию иностранных артистов, таких маститых, как швейцарский дирижер Миша Дамев, который должен был открывать Большой фестиваль и с которым РНО сотрудничает уже давно и весьма успешно. Вместо него за дирижерский пульт встал Василий Петренко. На его плечи легла весьма непростая задача интерпретации бетховенских «Кориолана» (ор. 62) и Третьего фортепианного концерта (ор. 37), а также Четвертой симфонии Брамса (ор. 98) на открытии фестиваля 7 сентября.

Просто два гения

В «Кориолане» трагедии как-то не получилось. Оркестр звучал холодновато. Оставалось лишь любоваться балетным изяществом жестов дирижера. Но от бетховенской увертюры с ее «экстравертными» страстями – фактически предтечи романтического симфонизма – хотелось эмоций. Эмоций! Контрасты жестких аккордов, рисующих роковой душевный разлад героя, и светлой грусти, олицетворяющей «все то, что сердцу мило», преданное Кориоланом и потерянное навеки, были сглажены, снивелированы, усреднены. Виноват ли дирижер? Коллектив ли отвык от концертов «вживую» и еще эмоционально не «разогрелся»?

Василий Петренко

Зато Третий фортепианный концерт, в котором солировал сам художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнёв, вознаградил самые смелые ожидания. Оркестр зазвучал совершенно по-новому – чутко и вдохновенно. А что уж говорить про игру Михаила Плетнёва, бетховенские интерпретации которого наряду с его интерпретациями Чайковского давно и прочно вошли в золотой фонд мирового фортепианного искусства? Тончайшие нюансы, «вокальные колоратуры» на едва уловимом pianissimo, свободное дыхание инструмента – кристальная чистота и звука, и чувств. Песня, которой не нужны слова. Плетнёв осторожно, словно скользя по тонкому льду, обращался к самому сокровенному и дорогому в потаенной глубине сердца, и сердце отвечало, и все волнения таяли, словно от целительного прикосновения. Wiener allgemeine musikalische Zeitung («Венская всеобщая музыкальная газета») писала 1 августа 1804 года: «Без сомнения, этот концерт принадлежит к числу лучших произведений Бетховена». В наши дни можно продолжить: «Без сомнения, это исполнение принадлежит к числу лучших как у самого Плетнёва, так и в мировой бетховениане».

Настоящим апофеозом всего вечера в целом стало исполнение Плетнёвым на «бис» философской и возвышенной второй части бетховенской «Патетической» (ор. 13). Она была сыграна просто и гениально – и добавить тут больше нечего!

Михаил Плетнёв

А вот в Четвертой симфонии Брамса эмоциональный градус, увы, был снова снижен. Да, все прозвучало ровно, красиво, на одном дыхании, но… практически одной краской, очень не хочется употреблять слово «скучно». И это притом, что музыкальный материал столь благодатный. В четырех частях симфонии воплощены и страсть, и элегическое созерцание, и картина шумного народного праздника, и трагическая развязка. Другими словами, опять те самые пресловутые контрасты, которых так не хватало в «Кориолане».

Но все же не будем сгущать краски. Своеобразным реваншем «за Брамса» стало «Утро» Грига, сыгранное оркестром на бис, – несмотря ни на какие шероховатости, зрители все равно были искренне благодарны за встречу с живой музыкой. Его вполне можно назвать даже перекличкой с бетховенским концертом по чистоте и свежести – и звука, и чувств! Кстати, солировавшему флейтисту вообще хотелось аплодировать стоя!

Оптимистическая трагедия

Увы, 16 сентября публики было слишком мало даже для «приказного» 50-процентного заполнения зала. У нашего слушателя нет доверия к молодым? А участники третьего фестивального дня действительно все молодые. И состав Государственного академического Московского областного хора имени А.Д.Кожевникова (художественный руководитель и главный дирижер Николай Азаров). И солисты, хотя каждый уже достойно зарекомендовал себя на оперном Олимпе. Да и дирижера Дмитрия Корчака ветераном сцены не назовешь, несмотря на то, что за его плечами уже солидный профессиональный опыт.

Будучи желанным гостем на крупнейших оперных сценах мира в качестве первоклассного тенора, Корчак ныне является представителем плеяды, так сказать, «музыкальных билингв» – певцов-дирижеров, к которым отношение музыкального сообщества бывает порой несколько настороженным, в отличие, к примеру, от дирижеров-пианистов. Но Корчак доказал, что его дирижерский талант ничуть не уступает вокальному.

Правда, «настороженное отношение» 16 сентября ему удалось победить не сразу. Возможно, не совсем удачным было решение разбить и так небольшой хоровой коллектив на две группы и разделить их значительным пространством сцены. Моцартовский Te Deum laudamus для хора и оркестра, открывавший концерт, прозвучал несколько суетливо, невнятно и местами несобранно.

Дмитрий Корчак и Мария Мотолыгина

Вторая месса Шуберта уже расшевелила публику и наглядно доказала, что всего лишь один человеческий голос способен творить чудеса. Это относится к Марии Мотолыгиной, чей волнующий – буквально ангельский – тембр сразу заставил «включиться в процесс» и заслушаться. К сожалению, глуховатый бас Алексея Кулагина не лучшим образом сочетался с полетностью и легкостью сопрано Мотолыгиной, а тенора Алексея Курсанова (введенного в ансамбль вместо заявленного ранее Давида Посулихина) было объективно мало. Но Мотолыгина, совершенно не стараясь «перетянуть одеяло» на себя и исполняя свою партию с искренней теплотой (столь же мягко и чутко ей аккомпанировал и оркестр), стала подлинным воплощением той самой единственной шубертовской возлюбленной и музой, «реинкарнацией» Терезы Гроб, вдохновившей композитора на написание Мессы. Нежная, трогательная и одинокая…

Подлинной же победой Корчака над любыми предубеждениями стала Седьмая симфония Бетховена. Считается, что Седьмая тоже не сразу нашла путь к сердцам слушателей. Но вот что писала 15 декабря 1813 года (на концертах 8 и 12 декабря Бетховен впервые представил на суд публики свою симфонию) та же Wiener allgemeine musikalische Zeitung, к «помощи» которой мы уже обращались: «[Седьмая] вызывает немалое восхищение своим гениальным создателем, настолько ясна во всех своих частях, настолько нравится всеми своими темами, настолько легко укладывается в сознании, что каждый любитель музыки, не будучи при этом знатоком, оказывается мощно увлеченным ее красотами и преисполняется воодушевлением».

Дмитрий Корчак и Российский национальный оркестр

16 сентября 2020 года силами РНО и Дмитрия Корчака симфония была не просто исполнена, но спета. Именно спета! Ее вторая часть – вообще особый случай. Эта завораживающая музыка не может никого оставить равнодушным. Оптимистическая трагедия, ведущая к жизнеутверждающему финалу, даже – позволим себе чуть-чуть «маргинальности» – к вере в окончательную победу над коронавирусом, в конце концов!

Слушая оркестр, вдруг совершенно расхотелось высоколобо сравнивать многочисленные интерпретации. А хотелось лишь слушать музыку здесь и сейчас.

И в заключение еще раз выступим «постоянными читателями» Wiener allgemeine musikalischeZeitung: «[Бетховенские] дни 8 и 12 декабря принадлежат отныне к числу самых достопамятных в истории австрийского искусства». А теперь «процитируем» современный вариант: «Дни проведения XII Большого фестиваля РНО принадлежат отныне к числу самых достопамятных в истории российского искусства. Они подарили нам надежду!».

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории