О чем поют женщины События

О чем поют женщины

В театре «Новая Опера» прошел концерт «Тайные песни женщин», приуроченный к Международному женскому дню

«Тайные песни женщин» заслуживают внимания благодаря нетривиально выстроенной программе и интригующему названию. Организаторам удалось совместить в одном концерте разные тенденции: музыка женщины-композитора, мультимедийное сочинение современного автора, музыка известного композитора о женщине, участие молодого дирижера, популярный ведущий концертов, солисты-женщины. Чтобы объяснить выбранные редкие произведения и привлечь таким образом публику, «Новая Опера» запустила специальный просветительский проект вместе с Радио «Культура», в эфире которого очень коротко и образно рассказывалось о той или иной пьесе и ее авторе.

Три сочинения, вошедшие в программу, нельзя назвать равноценными, и то, что выглядело интересным «на бумаге» как идея и концепт, к сожалению, не сложилось в единое целое. Несомненным бонусом и объединяющим элементом стали комментарии ведущего концерта Ярослава Тимофеева, но и они, к сожалению, не смогли восстановить баланс и уравновесить сочинения. В итоге первое отделение по значимости высказывания сильно уступало второму, в котором прозвучала Симфония для тринадцати микрофильмов, арфы и оркестра «Ню Шу: тайные песни женщин» китайского композитора Тан Дуна.

Фантазия для фортепиано с оркестром выдающегося педагога Нади Буланже, женщины-композитора и дирижера с русскими корнями, открыло концерт и произвело наименьшее впечатление: чувствовалась сырость и недоработанность в самой композиции, но и все участники процесса – дирижер, оркестр и солистка – кажется, не смогли прийти к единому пониманию сочинения и донести его до публики.

Музыка Сергея Прокофьева (Сюита № 1 из балета «Золушка») прозвучала гораздо естественнее и свободнее, чем музыка Буланже. Ощущалось, что исполнители привыкли к этой музыке и знают, как ее играть. Даже создалось впечатление, что оркестр вел дирижера, а не наоборот. Впрочем, молодой маэстро из Китая Сяобо Ху, который получил концертный ангажемент в качестве специального приза от театра «Новая Опера» на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова в 2022 году, произвел в целом приятное впечатление. Можно отметить его точный жест и невероятно пластичные руки и посетовать, что ему пока что не хватает некоторой гибкости и непредсказуемости, которая появляется на сцене именно в момент исполнения, в момент живого взаимодействия с оркестром.

Второе отделение целиком было отдано сочинению Тан Дуна. Это масштабное полотно появилось в 2013 году, а в России впервые было исполнено в 2019-м в версии для гитары (аранжировка Артема Дервоеда). На концерте в «Новой Опере» симфония впервые прозвучала в России в оригинальной версии для арфы. Она основана на отснятом документальном видеоматериале самого композитора, который ездил в свою родную провинцию в Китае, чтобы зафиксировать тайный язык женщин – Ню Шу.

Язык использовался в течение восьми веков. Жизнь женщин в Китае не была легкой: их рано выдавали замуж в чужую деревню, там они оказывались крепко привязанными к дому мужа, и брак становился своего рода «концом» жизни, расставанием юной женщины с ее родными. Женщины не учились грамоте, этой привилегии удостаивались только мужчины, и для того, чтобы провожать женщин замуж, давать им напутствие, а также продолжать общаться на расстоянии, они придумали свой язык. Удивительный феномен этого языка и все сопутствующие обстоятельства его создания и использования привлекли внимание современных исследователей уже после того, как ушла из жизни последняя носительница Ню Шу.

Симфония Тан Дуна, одного из самых востребованных композиторов в мире, лауреата премий «Грэмми» и «Оскар», погружает нас в эту многовековую историю с ловкостью великолепного драматурга. Названия частей, данные в программке, – «Тайные веера», «Песнь матери», «Тоска по сестре» и другие, – помогают слушателю сориентироваться в общем содержании произведения, а художественную идею раскрывают мастерски сочиненная музыка, понятный композиторский язык и документальная съемка. Трогающие до слез кадры хроники, на которых пожилые беззубые женщины поют прерывающимся голосом – сольно, дуэтом и хором, – дополнены ненавязчивой электроникой, напоминающей шуршание пленки, и внушительным по составу оркестром с солирующей арфой. Композитор щедро использует расширенные исполнительские техники, прекрасно зная, в какой момент нужно прописать шуршание камней или глиссандо у струнных, чтобы оно было слышно, когда вывести соло бас-кларнета, в каком месте должна быть игра ладонями по струнам арфы. Драматургически идеально выверенное сочинение из тринадцати частей заканчивается жизнеутверждающим номером, в котором на первом месте оказывается ритм, отбиваемый исполнителем на ударных по усиленному микрофоном тазу с водой. Звучащая как заклинание заключительная часть сорвала овации зала и крики «браво» – их удостоились оркестр и многократно вызванные на поклоны Сяобо Ху и солистка Софья Кипрская.

Возьмите мое сердце События

Возьмите мое сердце

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а затем дважды в Москве, в «Зарядье», хор и оркестр musicAeterna под управлением Курентзиса исполнили «Страсти по Матфею» Баха

Век учись События

Век учись

В Москве презентовали новый подход к обучению оперных критиков

Брамс – дело благородное События

Брамс – дело благородное

Александр Ключко и ГАСО имени Светланова под управлением Алексея Рубина представили два фортепианных концерта Брамса в КЗЧ

Неуловимое обаяние «советского Голливуда» События

Неуловимое обаяние «советского Голливуда»

Мюзикл «Веселые ребята» на сцене Московского театра на Таганке