О чем поют женщины События

О чем поют женщины

В театре «Новая Опера» прошел концерт «Тайные песни женщин», приуроченный к Международному женскому дню

«Тайные песни женщин» заслуживают внимания благодаря нетривиально выстроенной программе и интригующему названию. Организаторам удалось совместить в одном концерте разные тенденции: музыка женщины-композитора, мультимедийное сочинение современного автора, музыка известного композитора о женщине, участие молодого дирижера, популярный ведущий концертов, солисты-женщины. Чтобы объяснить выбранные редкие произведения и привлечь таким образом публику, «Новая Опера» запустила специальный просветительский проект вместе с Радио «Культура», в эфире которого очень коротко и образно рассказывалось о той или иной пьесе и ее авторе.

Три сочинения, вошедшие в программу, нельзя назвать равноценными, и то, что выглядело интересным «на бумаге» как идея и концепт, к сожалению, не сложилось в единое целое. Несомненным бонусом и объединяющим элементом стали комментарии ведущего концерта Ярослава Тимофеева, но и они, к сожалению, не смогли восстановить баланс и уравновесить сочинения. В итоге первое отделение по значимости высказывания сильно уступало второму, в котором прозвучала Симфония для тринадцати микрофильмов, арфы и оркестра «Ню Шу: тайные песни женщин» китайского композитора Тан Дуна.

Фантазия для фортепиано с оркестром выдающегося педагога Нади Буланже, женщины-композитора и дирижера с русскими корнями, открыло концерт и произвело наименьшее впечатление: чувствовалась сырость и недоработанность в самой композиции, но и все участники процесса – дирижер, оркестр и солистка – кажется, не смогли прийти к единому пониманию сочинения и донести его до публики.

Музыка Сергея Прокофьева (Сюита № 1 из балета «Золушка») прозвучала гораздо естественнее и свободнее, чем музыка Буланже. Ощущалось, что исполнители привыкли к этой музыке и знают, как ее играть. Даже создалось впечатление, что оркестр вел дирижера, а не наоборот. Впрочем, молодой маэстро из Китая Сяобо Ху, который получил концертный ангажемент в качестве специального приза от театра «Новая Опера» на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова в 2022 году, произвел в целом приятное впечатление. Можно отметить его точный жест и невероятно пластичные руки и посетовать, что ему пока что не хватает некоторой гибкости и непредсказуемости, которая появляется на сцене именно в момент исполнения, в момент живого взаимодействия с оркестром.

Второе отделение целиком было отдано сочинению Тан Дуна. Это масштабное полотно появилось в 2013 году, а в России впервые было исполнено в 2019-м в версии для гитары (аранжировка Артема Дервоеда). На концерте в «Новой Опере» симфония впервые прозвучала в России в оригинальной версии для арфы. Она основана на отснятом документальном видеоматериале самого композитора, который ездил в свою родную провинцию в Китае, чтобы зафиксировать тайный язык женщин – Ню Шу.

Язык использовался в течение восьми веков. Жизнь женщин в Китае не была легкой: их рано выдавали замуж в чужую деревню, там они оказывались крепко привязанными к дому мужа, и брак становился своего рода «концом» жизни, расставанием юной женщины с ее родными. Женщины не учились грамоте, этой привилегии удостаивались только мужчины, и для того, чтобы провожать женщин замуж, давать им напутствие, а также продолжать общаться на расстоянии, они придумали свой язык. Удивительный феномен этого языка и все сопутствующие обстоятельства его создания и использования привлекли внимание современных исследователей уже после того, как ушла из жизни последняя носительница Ню Шу.

Симфония Тан Дуна, одного из самых востребованных композиторов в мире, лауреата премий «Грэмми» и «Оскар», погружает нас в эту многовековую историю с ловкостью великолепного драматурга. Названия частей, данные в программке, – «Тайные веера», «Песнь матери», «Тоска по сестре» и другие, – помогают слушателю сориентироваться в общем содержании произведения, а художественную идею раскрывают мастерски сочиненная музыка, понятный композиторский язык и документальная съемка. Трогающие до слез кадры хроники, на которых пожилые беззубые женщины поют прерывающимся голосом – сольно, дуэтом и хором, – дополнены ненавязчивой электроникой, напоминающей шуршание пленки, и внушительным по составу оркестром с солирующей арфой. Композитор щедро использует расширенные исполнительские техники, прекрасно зная, в какой момент нужно прописать шуршание камней или глиссандо у струнных, чтобы оно было слышно, когда вывести соло бас-кларнета, в каком месте должна быть игра ладонями по струнам арфы. Драматургически идеально выверенное сочинение из тринадцати частей заканчивается жизнеутверждающим номером, в котором на первом месте оказывается ритм, отбиваемый исполнителем на ударных по усиленному микрофоном тазу с водой. Звучащая как заклинание заключительная часть сорвала овации зала и крики «браво» – их удостоились оркестр и многократно вызванные на поклоны Сяобо Ху и солистка Софья Кипрская.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»