О свете и красоте События

О свете и красоте

В Москве отметили 80-летие со дня рождения Юрия Буцко

Инициатива проведения фестиваля принадлежала семье композитора – супруге, музыковеду Марине Рахмановой, и дочери, музыкальному обозревателю радиостанции «Немецкая волна». Память близких, их горячая вера, что наследие Юрия Марковича Буцко (1938–2015) (на фото
справа)
должно жить и звучать, стали мощным катализатором в том, что фестиваль получил широкий резонанс и вышел за локальные рамки празднования юбилея. Речь идет о презентации Фонда Юрия Буцко, среди целей которого заявлены продвижение и пропаганда российской музыки XX века во всем ее многообразии и стилистической неоднородности.

Вся творческая жизнь Юрия Буцко связана с Московской консерваторией: здесь он учился композиции, некоторое время преподавал сочинение, потом перешел на кафедру инструментовки и чтения симфонических партитур, где и проработал около сорока лет, обучая студентов разных специальностей – теоретиков, композиторов, симфонических дирижеров. Поэтому логично, что музыка, теперь исполнявшаяся в отсутствии своего творца, прозвучала в залах Московской консерватории. Центральным событием стал авторский вечер в Большом зале консерватории, где впервые в России представили Виолончельный концерт № 2 в интерпретации Константина Манаева и Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашова. Подзаголовок сочинения – «Ричеркар» («Напев в строгом стиле») – обозначает лирическую природу сочинения, где преобладает медленная, философского характера музыка. Объяснение такому поэмному складу изложения кроется в скрытом сюжете: как пояснялось в программке, это «рассказ о Входе Господнем в Иерусалим и последних шести днях земной жизни Спасителя».

Во втором отделении слушателям представили мировую премьеру одного из последних опусов Буцко – симфонические сцены «Лисистрата» по комедии Аристофана (2009). «На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека, – поэтому выбрал этот сюжет», – писал композитор.

«Свет» стал ключевой метафорой этого вечера, выгодно отличившей творчество Буцко от того, к чему тяготеет поколение композиторов 2000-х, погруженное преимущественно в депрессивную рефлексию.

Собственно, организаторы концерта не скрывали, что «программа концерта к 80-летию Юрия Буцко составлена не совсем обычным образом: в ней нет хорошо известных произведений композитора, вроде “Записок сумасшедшего” или “Свадебных песен”; не ставилась задача показать музыку разных жанров и стилистических направлений. Но была цель: дать прозвучать музыке забытой или никогда не исполнявшейся, музыке отнюдь не траурно-поминальной, а напротив – пронизанной светом».

Также в рамках мемориальных торжеств состоялась научная конференция в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова, где в молодости Юрий Буцко вел класс композиции. Там выступали друзья и ученики композитора, в частности, композиторы и пианисты Андрей Микита, Алексей Чернов, Борис Франкштейн, органистка Любовь Шишханова, певец Сергей Яковенко и другие, поделившиеся воспоминаниями и аналитическими наблюдениями над творчеством Буцко.

Птицы певчие детского театра События

Птицы певчие детского театра

В Театре Сац состоялась российская премьера «Птиц» Вальтера Браунфельса

Как излечить повесу События

Как излечить повесу

В Национальном театре оперы и балета Осло состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Стравинского

Экзамен на танцпригодность События

Экзамен на танцпригодность

«Кремлевский балет» представил «Раймонду» в постановке Андриса Лиепы

Между словом и музыкой События

Между словом и музыкой

В Музее Чайковского в Москве открылась выставка, посвященная «Евгению Онегину»

Анастасия
Буцко, 

обозреватель Deutsche Welle

В мае 2018 года исполнилось бы 80 лет Юрию Буцко, не самому последнему композитору своего поколения. Три года назад Юрия Марковича не стало. Помимо археологической коллекции, которая кушать не просит, остался гигантский шкаф неисполненных партитур, которые «кушать-таки просят»: неисполненность, неслышанность музыки человека с большим талантом и бескомпромиссной преданностью долгу творчества болезненны, находиться рядом с этими живыми трупами буквально физически невыносимо.

Если оставить в стороне лирику, следует отметить, что в аналогичной ситуации находятся наследники целого ряда разностильных и разнокалиберных композиторов XX века, причем не только в России. Путь через создание фонда столь же неоригинален, сколь и безальтернативен. «Aus nichts wird nichts», как принято говорить в Германии, где я живу: «Из ничего ничего и не получится».

Ближайшие задачи фонда Юрия Буцко: обеспечение доступности нотного материала (желательно в виде электронного набора, для бесплатного получения по требованию исполнителей); структуризация и осмысление моря разнородной музыки (у Буцко четыре оперы, включая неисполненную «Венедиктов, или Золотой треугольник», семь симфоний, множество симфоний-сюит и концертов для разных солирующих инструментов и хора, два больших органных цикла); реставрация, ремастеринг и публикация существующих записей в виде дисков (так, двойной портретный альбом вышел только что на лейбле «Мелодия»), создание общедоступного аудиоархива, издание двухтомника под условным названием «Буцко о Буцко и Другие о Буцко» (в стадии завершения).

Особенно важным представляется возникновение круга музыкантов, для которых исполнение музыки Юрия Буцко – вопрос не единоразового концертного заказа, а нечто большее. Этот круг, по сути, уже сложился, и необыкновенно радует, что это не старые друзья, соратники времен юности (которые, конечно, тоже есть, и дай им Бог долгих лет жизни), а молодые и очень молодые люди: пианисты Алексей Чернов, Юлия Куприянова, Евгений Стародубцев, дирижеры Константин Чудовский и Заурбек Гугкаев (последний продирижировал в Мариинском театре камерными операми «Записки сумасшедшего» и «Белые ночи»), виолончелист Константин Манаев, скрипачка Анна Савкина. Важно, чтобы этот круг рос.

У фонда есть возможность поддерживать как исследователей, так и молодых исполнителей музыки Буцко: так, во время проходящего в Москве и Петербурге фестиваля-конкурса «СТАМ: Взгляд в настоящее», организуемого по инициативе Московской консерватории, уже был вручен первый приз за лучшее исполнение музыки Юрия Марковича.

В среднесрочной перспективе наш фонд видит свою задачу и несколько шире: ведь неисполненной и неуслышанной является музыка целой Атлантиды русских композиторов второй половины ХХ века. Эта музыка постепенно приходит к слушателю. Безусловно, у этого процесса есть собственная динамика, но в чем-то его можно не то чтобы ускорить, но интенсифицировать что ли: например, путем поддержки исследовательских проектов.

Хорошей идеей представляется также интернет-платформа, посвященная этому пласту музыки. Пока начал работу сайт
www.yuributsko.com.

Но это – тема уже для будущего разговора.