Оазис любви и дыхание смерти События

Оазис любви и дыхание смерти

В Московской консерватории прошли концерты фестиваля ArsLonga

В этом году акцент в программе был сделан на музыку Чайковского: в три вечера в БЗК прозвучали шесть симфоний русского классика в исполнении Московского государственного симфонического оркестра под управлением своего руководителя и худрука ArsLonga Ивана Рудина. Подобный марафон не новость для коллектива: в прошлые годы были монографические серии, посвященные Рахманинову (2019), Бетховену (2020), Чайковскому (2021, все концерты композитора), Брамсу (2022). А в 2023-м на сцене зала «Зарядье» в полусценическом варианте прозвучали все оперы Рахманинова и «Иоланта» Чайковского.

Первый концерт цикла вместил в себя Первую и Четвертую симфонии. В Первой («Зимние грезы») Рудин подчеркнул особую камерность, интимность музыкальных образов, сосредоточив все внимание на показе мельчайших деталей, кружев симфонической ткани. Чуть приподняв традиционные темпы в первой и третьей частях, он сделал их движение более динамичным и ясно разворачивающимся. Тогда как в элегической второй, наоборот, постепенно выстраивал драматургию, дав возможность погрузиться в созерцательную негу лирических страниц партитуры. В четвертой части действо также разворачивалось довольно неторопливо: проведение у низких деревянных духовых темы народной песни «Я посею ли млада» во вступлении рисовалось крайне сдержанно, как бы удерживая внимание в ожидании «разгула», который развернется дальше. Тут и родилось стихийное ощущение свободы и привольности: народный праздник, живо описанный композитором в музыке, был подан с небывалым размахом и сочными красками.

Облик Четвертой симфонии в трактовке Рудина несколько изменился. Характер трагического пафоса отошел на задний план: главным стало глубоко личное, внутреннее. На это снова указывали темпы: например, очень замедленное движение в побочной первой части, придающее печальным грезам о прошлом особую задумчивость и тоскливость. И даже фанфары рока, неизменно преследующие слушателя на протяжении первой части и появляющиеся в последней, звучали чуть деликатнее, чем это принято. А финал, несмотря на всю мощь оркестровой фактуры, получился довольно аккуратным: изяществом радовали вариации на тему «Во поле береза стояла», тогда как в остальных разделах господствовали ярмарочные, колоритные образы на tutti всего оркестра.

Вторая симфония Чайковского, как известно, по своему характеру – кучкистская. В каждой из частей есть или подлинная народная тема или сочиненная композитором в таком духе мелодия. Эпический настрой в первой и четвертой частях в исполнении МГСО вызывал ассоциации с образами симфонической музыки Бородина, Балакирева, Аренского, создавших свои шедевры уже после появления симфонии Чайковского. Своеобразным получился полушутливый-полуволшебный марш второй части (перешедший в симфонию из неоконченной оперы «Ундина»): здесь Рудин замедлил темп движения и представил основную тему в несколько смягченной, более легатной фразировке, которая придала музыке чуть вальяжный характер (а ведь здесь довольно быстро и легко снимаемые восьмые, вдобавок и пунктирный ритм, который можно показать острее и четче). Зато, несомненно, получились третья и финальная части: фантастическое скерцо и грандиозный финал, написанный широкими мазками.

Очень близка по духу Ивану Рудину Пятая симфония – с ее постепенным развитием, философской углубленностью, погруженностью в дебри человеческой души. Уже в самом начале, буквально с первых тактов поразило звучание: два кларнета, излагающие тему рока на еле слышимом пианиссимо, отображали будто сдавленный человеческий голос, говорящий что-то из последних сил. Светлой радостью, надеждой на воскресение, несмотря на «взрывы» фатума, дышала вторая часть. Теплый вальс в третьей части контрастировал с образами наваждения, возникающими в чувствительном воображении главного героя. А в финале словно смешались в диком, разрушающем все на своем пути хороводе главные эмоциональные характеристики симфонии: обреченность, отчаяние, безотрадность. И лишь в коде возник лик принятия действительности, покорности и веры в Провидение: тему рока в ми мажоре Рудин трактует именно в таком ключе.

Третья симфония в творчестве Чайковского, пожалуй, самая необычная. В ней, как верно подмечено многими исследователями, явно присутствует сюитность. Она, видимо, и отпугивает нынешних дирижеров – эта симфония очень редко исполняется. Отсутствие ярких страниц драматического, трагического характера, которые принято ассоциировать с музыкальным образом композитора, думается, также влияют на то, что Третья сейчас не в ходу. Иван Рудин и МГСО постарались исправить эту несправедливость.

Траурный марш во вступлении первой части прозвучал, как и полагается, эмоционально сдержанно, чуть суховато, скупо. Зато раздолье света царило в главной партии: четко следуя за Чайковским, Рудин живописал картину придворного бала, его торжественной и приподнятой атмосферы. Легко было ощутить предвосхищение сцены екатерининского бала в третьей картине «Пиковой дамы» (кстати, и там, и там используется ре мажор): думается, и Иван Рудин в своей интерпретации не преминул подчеркнуть этот момент. Во второй части симфонии, ностальгическом вальсе-грезе, в центре внимания были интимные настроения, согревающие душу. Лирический центр сочинения – третья часть, напоминающая одну большую элегию, – был решен Рудиным очень нежно и трепетно, в неуклонном нарастании ко всеобщему tutti возвышенной фа-мажорной темы, воплощающей собой порыв к счастью. Единственная по-настоящему мрачная часть произведения, четвертая – зловещее скерцо, в котором шорох струнных рисует картину вьюги, а деревянные духовые в колючих форшлагах и восьмых создают образ неведомой силы. Финал Третьей Рудин выстроил как арку к первой части: тут снова возникает картина придворного бала, правда, уже обрисованная через ритм русского полонеза. И именно его русскость, некоторую даже эпичность дирижер особенно подчеркнул, выводя тему в финале с очень постепенным подходом к мощной, громогласной кульминации, поглотившей все пространство Большого зала консерватории.

Исполнение Шестой, «Патетической» симфонии стало логическим завершением всего цикла. Тут все с самого начала проникнуто дыханием смерти, ощущением близкого конца: словно задыхающаяся главная тема первой части в неожиданных остановках и беге струнных, эмоционально тяжелейшая разработка, в которой как будто сталкиваются Небо и Земля.  А между ними – оазис света и любви, привольно дышащая побочная партия. Растворение, уход в небытие в мажорном финале первой части можно трактовать по-разному: и как принятие жизненной ситуации, и как полное отстранение от всего. Маэстро Рудину оказался ближе первый вариант. Переключением от трагического в сферу светлых воспоминаний служит вальс, хотя и тут присутствуют тени-вздохи во второй теме с ниспадающими секундами. Загадочное скерцо Шестой в исполнении МГСО – постепенно увеличивающий звучность механистичный марш. Он подобен надвигающейся опасности, смерчу, уничтожающему все на своем пути. И тут же, attacca – беспросветный финал, в котором, кажется, воплотились страдания и муки всего человечества. Этот «русский реквием» Рудин подал одновременно и величаво, и очень просто: ниспадающие фразы первой темы воплощали обреченность, тогда как во второй теплились ростки последней, предсмертной надежды на бессмертие души. Эта надежда развивалась, росла и воспаряла над всем остальным, но все в итоге обрывалось с ударом тамтама. А в ответ раздавались лишь звуки отпевания. Вся боль и утрата расставания с жизнью отразились в гениальной музыке, которую трепетно и одновременно очень экспрессивно представил коллектив МГСО.

Фестиваль ArsLonga продолжается: в «Зарядье» 23 и 24 ноября пройдут показы «Евгения Онегина» с участием ведущих российских певцов – Владислава Сулимского, Елены Стихиной, Алексея Татаринцева.

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев