Обреченные на успех События

Обреченные на успех

В Екатеринбурге отметили 80-летие Уральской специальной музыкальной школы

«Нас всего девять в России, а те, кто учится в таких спецшколах, составляют всего тринадцать сотых процента от всеобщего музыкального образования», – такие цифры привела Эльвира Архангельская, директор Уральской десятилетки (так в кулуарах называют такие школы, хотя постигают тайны профессии там целых двенадцать лет!). Добавим, что эти сотые процента вмещают как раз тех, кто потом идет в консерватории, завоевывает лауреатские звания на конкурсах и навсегда связывает себя с загадочной профессией музыканта.

За прошедшие десятилетия школа пережила многое. Ее открыли в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, и дух борьбы, умение отстоять свои интересы и стремление быть в лидерах – то, что характеризует и ее учеников, и директора. Эльвире Архангельской удалось сохранить идентичность и уникальность школы-десятилетки тогда, когда пытались понизить ее статус до обычной с музыкальным уклоном. Но теперь все волнения – в прошлом. В Управление культуры пришел Илья Марков, начальник с музыкальным образованием, понимающий, как важно, чтобы был такой флагман в детском художественном  образовании.

Юбилей отмечали масштабно: вначале пригласили ветеранов на вечер в школу, затем провели отчетный концерт на сцене Свердловской филармонии – партнера и друга десятилетки. А финалом стала встреча выпускников, которые работают во многих творческих коллективах России – например, в столичных музыкальных театрах, таких как Большой, Мариинский, Михайловский, имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая Опера», «Геликон-опера»; в оркестрах РНО, НФОР, ГАСО имени Светланова, «Виртуозы Москвы». А если оглянуться в отдаленное прошлое, то можно назвать имена композиторов Владислава Казенина, Вадима Бибергана, братьев Алексея и Юрия Муравлевых, скрипача Бориса Белкина, пианиста Наума Штаркмана…

Концепция центрального концерта могла иметь множество вариантов, но директор сделала акцент на оркестровой культуре и на редких сольных инструментах. Открывал программу оркестр «Лицей-камерата» под управлением патриарха в области педагогики на струнных инструментах Вольфа Усминского, которому в этом году исполнилось 93 года! Затем дефиле продолжили оркестры духовых и ударных инструментов (дирижер – Андрей Попов) и академических национальных инструментов (дирижер – Юрий Гаврилов), с которыми выступили выпускники школы Владислав Шумихин (маримба) и Илья Стреляев (домра). Владислав – один из заметных солистов РНМСО Московской филармонии, Илья – магистрант РАМ имени Гнесиных, стремящийся пропагандировать домру как академический инструмент.

Брендом школы сейчас является Уральский юношеский симфонический оркестр – в нем собраны талантливые дети со всего федерального округа. «Сессии проходят три-четыре раза в год, – говорит руководитель УралЮСО, главный дирижер Симфонического оркестра Ростовской филармонии Антон Шабуров. – Вначале партии проходятся с педагогами по специальности, потом проводятся групповые репетиции – нередко под руководством профессоров, приезжающих с мастер-классами по линии Образовательного центра Юрия Башмета. К моменту моего выхода к оркестру он полностью готов к творчеству: ноты выучены, и мы можем заниматься музыкой». УралЮСО объединяет ребят из Челябинска, Сургута, Ямала, Ханты-Мансийска, Магнитогорска, Кургана… Показателем высокого уровня УралЮСО, костяк которого составляют учащиеся Уральской десятилетки, стала впечатляющая интерпретация Сюиты из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Выстроенный баланс медных, мощные тутти, рисующие морские валы и шеренгу тридцати трех богатырей, и по контрасту – манящая мелодия Царевны-Лебедь: все образы зримо предстали в этом отнюдь не ученическом исполнении. Сами ребята понимают ценность этого опыта. «Те приемы, штрихи, принципы фразировки, о которых нам говорят на репетициях Уральского юношеского, я потом использую в своих сольных занятиях», – признается альтистка Любовь Кравченко, солировавшая вместе с контрабасистом Кареном Арутюняном в редко звучащей Концертной симфонии Диттерсдорфа.

 

Эльвира Архангельская вспоминает, как в 2017 году струнный квартет учащихся школы играл на встрече в верхах, после чего Президент РФ Владимир Путин, поздравив школьников, дал импульс к созданию сводного молодежного коллектива по образцу Всероссийского симфонического юношеского оркестра Юрия Башмета. С 2019 года проект УралЮСО заработал в полную силу, а с 2022 года стал официальным филиалом Всероссийского юношеского. Теплоту и неформальность дружбы подчеркнули слова поздравления, присланные к юбилею от знаменитого альтиста и дирижера: «Уральская десятилетка – это место, пропитанное талантами, где царит творческая атмосфера, где даются правильные профессиональные ориентиры». Кстати, ежегодно Юрий Абрамович отбирает учащихся школы к себе во Всероссийский юношеский (за десять лет через него прошло семьдесят человек), подтверждая тем самым авторитетность и качество образования.

Сразу поверил в УралЮСО и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, так что теперь коллектив ежегодно участвует в Международном фестивале «Безумные дни» с сольной оркестровой программой. Прошлым летом это была «Кармен-сюита» Щедрина. Кроме струнных там еще расширенная группа ударных, и ее лихо сыграли юные перкуссионисты – дети от шестого до одиннадцатого класса. Получилось настолько здорово, что УралЮСО был приглашен на фестиваль юношеских симфонических оркестров мира в Москву, в «Зарядье». Со Свердловской филармонией десятилетка очень дружит, проводит большое количество совместных проектов, в том числе такие важнейшие, как «Новая Уральская школа валторны» и «Новая Уральская школа трубы», в рамках которых с учениками занимались выдающиеся немецкие педагоги валторнист Кристиан Дальман и трубач Конрадин Грот. Им нравится в России – можно заниматься, не думая о времени, ребята жадно впитывают их знания и сразу виден колоссальный творческий рост. Плоды этой работы на юбилейном концерте продемонстрировал Алексей Голованов, проникновенно «спевший» на валторне Casta Diva из «Нормы» в сопровождении УралЮСО.

Постоянное общение и контакты с первым рядом музыкантов позволяет школе быть вписанной в общекультурную жизнь страны. Один из таких соединительных мостиков – проект «Акколада», содружество специальных музыкальных школ. «Он существует около пяти лет, – рассказывает Эльвира Архангельская. – Первый раз мы провели его вместе с Центральной музыкальной школой, потом делали его с Гнесинской десятилеткой. Мы очень дружим с ее директором Михаилом Хохловым, давно проводим вместе фестиваль “Январские вечера” в Свердловской области. И если в Москве проходит пять концертов фестиваля, то у нас – сорок пять! Все детские школы искусств “заразились” этой идеей, поняли, что это хорошая возможность объединить все отделения – хореографию, театральное направление, исполнителей на инструментах». А что удивляться, ведь Уральская десятилетка – еще и головной мозговой центр, выдающий креатив музыкальным школам. На ее базе с 2013 года существует Уральский региональный центр для музыкально одаренных детей и молодежи.

Особая история – технологическое оснащение УрСМШ, вызывающее легкую зависть у коллег: свой звукозаписывающий комплекс, видеоаппаратура, а в Большом концертном зале школы – семь видеокамер, что позволяет делать эффектные съемки. Существует фонд записей за последние десять лет, так что, к примеру, во время пандемии школе было что показать – трансляции шли каждую неделю. Развитием этого направления в школе занимается Алексей Бояршинов, руководитель отдела музыкально-информационных технологий и творческих проектов Регионального центра. Иногда стримы ведутся буквально с полей, как в случае, когда ученики школы принимали участие в Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Крыму. Меценаты помогли, дали автобусы, на которых в Керчь привезли не только оркестр, но и все техническое оборудование для съемок.

«Уральская десятилетка дружит не только с Крымом, но и с Краснодарским краем, а конкретнее – с Образовательным центром “Сириус”, у которого есть в Свердловской области свое “дочернее” отделение – фонд “Золотое сечение”, проводящий на Урале образовательные смены и олимпиады. Мы серьезно с ними сотрудничаем, и благодаря их программам и конкурсу инструментального исполнительства “Золотая нота” к нам в школу попадают сумасшедше-талантливые дети», – о победах, успехах, проблемах, планах Эльвира Архангельская рассказывает так увлеченно, что невольно заряжаешься ее энтузиазмом и целеустремленностью. А когда она надевает вечернее платье в пол и выходит на сцену как музыковед, чтобы провести концерт, то аплодируешь ей за ее артистичность, за редкий дар оставаться собой, не погрязнув в чиновничьей рутине. Любое дело для нее – творчество, и понимаешь, что с таким директором Уральская специальная музыкальная школа просто обречена на успех.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории