Новый композиторский конкурс не требует от композиторов новинок, зато обещает денежные премии и планирует медийный резонанс. Проект комментирует шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов, приглашенный стать музыковедом-консультантом конкурса.
Всего каких-нибудь десять лет назад профессия современного композитора была внутрицеховым достоянием: для широкого слушателя серьезная музыка заканчивалась на Шостаковиче и Свиридове, в лучшем случае – на Шнитке. Хотя кто-то знал о Десятникове, чья опера «Дети Розенталя» была со скандалом поставлена в Большом театре, и о Мартынове, написавшем не менее скандальную книгу «Конец времени композиторов».
Ситуация стала меняться с выходом на арену медийно активных авангардных композиторов среднего поколения, которых стали поддерживать медийные режиссеры и дирижеры. Свою лепту в восстановление престижа композиторской профессии внесли деятели театра: современных композиторов стали активно привлекать худруки ведущих российских сцен – Кирилл Серебренников, Борис Юхананов, Валерий Фокин, Андрей Могучий. На фестивале «Золотая маска» каждый год вручается награда в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре».
Ныне статус профессии признан всем миром современного искусства, а одним из показателей изменившейся ситуации стал бум композиторских конкурсов. Большинство из них проходило и проходит в камерном формате – как, например, конкурс Союза композиторов России Avanti. Но и пара заметных симфонических конкурсов тоже имела место.
В 2010 году прошел конкурс компании Google, выбравшей лицом Теодора Курентзиса. Десятки тысяч пользователей канала YouTube посмотрели и послушали симфонические сочинения финалистов в исполнении Российского национального оркестра – но сказать, что музыка им понравилась, было бы большой натяжкой. Профессиональное жюри тоже не проявило энтузиазма: первая премия не была присуждена никому.
Гораздо успешнее прошел конкурс «Другое пространство», организованный в 2018 году Московской филармонией под художественным руководством Владимира Юровского. Здесь победителей было целых 17. Формально лучших из них не выбирали, но по факту ими оказались те двое, чьи партитуры отобрал для собственного исполнения в Москве сам Юровский – Алексей Ретинский и Евгения Бриль. Еще семерых лауреатов разобрали другие дирижеры, исполнившие их сочинения в разных городах России.
Новый конкурс «Партитура» намерен превзойти масштабом все доселе существовавшие конкурсы композиторов. В нем семь симфонических номинаций – сочинения крупной и малой формы (впрочем, те и другие обязаны уложиться в хронометраж от 10 до 20 минут), опера и балет (могут подаваться во фрагментах), инструментальное или вокальное соло с оркестром, эстрадно-симфоническая музыка и музыка для кино. Произведения 35 финалистов исполнит и запишет Московский государственный симфонический оркестр Павла Когана. Кто будет дирижировать, пока не сказано. Итоговый концерт пройдет 21 марта в Большом зале консерватории, а 18 апреля сочинения лауреатов сыграют для молодежной аудитории в зале «Вегас сити холл» на берегу Москва-реки. Семи лауреатам «Партитура» выдаст по 200 тысяч рублей в каждой номинации.
Конкурс пройдет при поддержке Фонда президентских грантов, а организатором выступит Фонд развития современного искусства (ФРСИ), которым руководит Иван Демидов, теперь ставший директором парка «Зарядье». Этот фонд известен, в частности, проведением конкурса театральных пьес «Кульминация», на котором выбираются лучшие из пьес, победивших на других конкурсах вроде «Любимовки». Своего рода конкурсом конкурсов может стать и «Партитура»: на него разрешается подавать сочинения, уже засветившиеся на сцене и даже имеющие премии, но все равно анонимно. Писать новые вещи особо некогда: прием заявок уже открыт и продлится всего лишь до конца года.
Возрастной ценз участников – от 6 до 35 лет. Нижний порог, вероятно, отражает запрос общества на вундеркиндов, верхний же означает официальный возраст, до которого человек считается молодым.
Старт конкурса выглядит обещающим, дальнейшее зависит от многого – как сработают отборщики, как справится оркестр, что решит экспертный совет (так называется жюри, в которое на общественных началах войдут авторитетные музыканты весьма разного толка – от ректора Московской консерватории Александра Соколова по пианиста-экспериментатора Петра Айду). В случае успеха конкурс осветит лучами славы уже известных или же новых героев, а профессия композитора укрепит свой престиж в глазах не только продвинутых потребителей культуры, но и широкой публики.
Официальный сайт конкурса “Партитура”: https://partitura-konkurs.ru/