Объявлены финалисты режиссёрского конкурса «Нано-oпера»

27.05.2022
Объявлены финалисты режиссёрского конкурса «Нано-oпера»

Завершился Пятый Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера». На третьем туре шесть участников, допущенных в финал, представили свои работы с массовыми оперными сценами. Ольга Мелкумова выбрала знаменитый хор пленных иудеев из «Набукко» Верди, Ирина Гаудасинская взяла Пролог из «Любви к трем апельсинам» Прокофьева, Вадим Летунов – финал первого акта из «Бала-маскарада» Верди, Мария Фомичева – сцену метели из «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова, Сухроб Усмонов – сцену из первого действия «Паяцев, Еренбак Тойкенов – Секстет и хор из третьего действия «Кармен» Бизе.

«Массовая сцена – это самое интересное, что есть в опере, в них – огромный потенциал смыслов. Движение по сцене само по себе не рождает динамичность, если в этой пластике не выражена суть идеи. И вы должны помнить, что режиссер – это больше, чем постановка спектакля, чем работа с артистами, это – философия», – напутствовал руководитель театра «Санкт-Петербургъ Опера» Юрий Александров. – «Потому что режиссер обязан поставить спектакль, тут никакого подвига нет. А вот создать Театр с такой труппой, с такой преданной публикой, как здесь в “Геликоне”, – это тоже великая миссия».

«Наш конкурс уникален тем, что в нем есть нано-частица таланта, тест возможностей работы с артистами», – сказал руководитель «Геликон-оперы», председатель жюри конкурса, режиссер Дмитрий Бертман. Он с юмором поделился личным опытом постановок массовых сцен в разных театрах, подчеркнув, что участникам выпала исключительная удача работы с одним из лучших оперных хоров в России. «Это хор, который может петь и существовать на сцене, не глядя на дирижера, который упреждает любое ваше желание. А половина участников уже пробует себя в режиссуре».

В начале торжественной  части с приветственным словом к участникам обратился Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский. Церемонию награждения, как и все туры конкурса, вел Алексей Франдетти – известный режиссер, лауреат первой «Нано-оперы», лауреат «Золотой маски».

Алексей Франдетти и Александр Кибовский. Фото: Антон Дубровский

Первое место было присуждено Марии Фомичевой (Москва), второе – Еренбаку Тойкенову (Казахстан, Нур-Султан), третье – Ирине Гаудасинской (Санкт-Петербург). Также члены жюри выбрали своих лауреатов. Толеубек Альпиев (Астана, Казахстан) наградил постановкой спектакля в «Астана Опера» Ирину Гаудасинскую и Еренбака Тойкенова. Ирину Гаудасинскую выбрали для постановки спектакля Сергей Бобров (Красноярский театр им. Д.А. Хворостовского) и Вячеслав Стародубцев (НОВАТ). Павел Сорокин (Ростовский театр) наградил постановкой спектакля Марию Фомичеву. Рамиз Усманов также пригласил Марию Фомичеву в Большой театр имени Алишера Навои как ассистента режиссера.

По словам Дмитрия Бертмана, «если посмотреть на карту России, то многие молодые главные режиссеры – наши лауреаты разных лет. Именно после участия в “Нано-опере” у них стремительно начала развиваться карьера. Мы гордимся, что у нас на конкурсе рождаются такие важные имена».

Медиа жюри выбрало двух призеров: специальный приз  (ручка Parker от книжного магазина «Москва» и чемодан) получил Еренбак Тойкенов, а дипломом «За убедительную работу с музыкальным материалом» наградили Михаила Колегова. Также члены медиа жюри вручили свои награды: Евгения Кривицкая подарила интервью в журнале «Музыкальная жизнь» победителю конкурса Марии Фомичевой, Ольга Русанова «За креативный подход к искусству оперной режиссуры» выбрала Еренбака Тойкенова и Ольгу Мелкумову (приз – интервью на Радио России), Екатерина Кретова вручила диплом «Лучшая провокация в «Нано-опере» Ирине Гаудасинской (приз – интервью в газете «Московский комсомолец»), приз от Радио Орфей (диплом, приглашение в эфир в передаче на «Радио Орфей») Ирине Гаудасинской и Михаилу Колегову подарил Йосси Тавор.

Медиа жюри. Фото: Антон Дубровский

Телеканал «Россия-Культура» вручил Вадиму Летунову «Сертификат на постановку в новом сезоне одной из программ конкурса „Большая опера“». Специальный приз за выдающиеся творческие возможности получил солист театра «Геликон-оперы» Максим Перебейнос – раритетный подарок от Музея памяти народной артистки РСФСР, солистки Большого театра Валентины Левко. PR-отдел театра «Геликон-опера» в этот раз решил учредить свой собственный приз, который достался Михаилу Колегову, а приз зрительских симпатий получил Еренбак Тойкенов.

Президент Благотворительного «Фонда Елены Образцовой» Наталья Игнатенко пригласила Ольгу Мелкумову поставить одном из мероприятий Фонда. Генеральный директор, продюсер фестиваля Digital Opera Надежда Абрамова пригласила всех участников принять участие в финале фестиваля, а Ирина Гаудасинская примет участие в финале.