Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 4. Вид из «комнаты Петрушки»

Мы продолжаем публикацию эссе, посвященных И. Ф. Стравинскому и его близким, на основе материалов из архива «Фонда семьи Ф. И. Стравинского и его сыновей».

Летом 1881 года отец композитора занимался поиском новой квартиры для семьи. «…Я пытался, пытался и пытался и все понапрасну. Искал того, чего нельзя было найти, ибо то, что мы с тобой проектировали, были розовые надежды, которые и растаяли после двухдневных моих похождений в поисках квартиры. Но как всякий труд, как всякая тяжелая работа по большей части венчается успехом, так и мое горькое прозябание и угнетенное существование с 22-го и по сей день, проведенное в страшных трудах, неестественно напряженных и тому подобных усилий, все же наконец увенчаются успехом, хотя и не во втором этаже, но не меньше блестящем третьем [1] <…>», – пишет Федор Игнатьевич жене Анне Кирилловне 30 августа 1881 года из Петербурга в Киев.

Семья Стравинских поселилась в доме № 27/6–8 на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и Крюкова канала в квартире № 66. В квартире из девяти комнат, где обитала семья Стравинских, главной достопримечательностью считалось помещение с огромными книжными стеллажами – семейная библиотека, любовно собранная главой семьи – Федором Игнатьевичем. Ее всегда с гордостью показывали друзьям дома и гостям. Редкие книги вызывали восхищение у современников и тайную зависть у столичных «книжников» и букинистов.

Еще в письме 1881 года к своей супруге Федор Стравинский на шестнадцати листах жалуется на свои «мытарства» в поисках, оправдывается, что находится она «в третьем», а не «во втором этаже», и описывает все детали будущей квартиры, рисует подробный план, где помечает каждую комнату («гостиная», «столовая», «комната прислуги», «комната Петрушки»): «Я договорился ее брать ибо она в третьем этаже, хотя этот третий этаж ниже нашего третьего этажа уже потому, что [неразборчиво] лестницы и большие площадки, что поднимающемуся служит большим облегчением <…>. Да и расположенные очень удобно. Три комнаты и передняя на Канал, на солнце весь день, все три комнаты огромные, в три три окна, в остальных по два, простенки такие, что каминное Горвальское зеркало свободно идет четыре комнаты и кухня, таким порядком: две комнаты и большая (вроде нашей детской) по два окна и две по одному окну, при чем та, которая по соседству с кухней больше, чем ее соседка, т. е. шире. Затем громадная кухня, на концах коридора два клозета: наш и людям <…>».

В это время в семье уже было два сына – Роман и Юрий. Через пару месяцев Стравинские узнают, что летом родится третий ребенок. Его – маленького Игоря – привезут в квартиру на Крюковом канале в сентябре 1882 года из Ораниенбаума. Здесь он проведет свое детство и юность, будет делить комнату со своим младшим братом Гурием. В этой квартире семья Стравинских будет жить до 1942 года.

В 1910 году в своем балете «Петрушка» Игорь Стравинский вводит это «место детства», описывая его небольшим и мрачным пространством, где Петрушка (или сам Игорь?) совершенно один и никому не нужен, где он отчаянно пытается пробить стену комнаты и попасть туда, в яркий и шумный мир ярмарочных гуляний.

Фрагмент письма Ф.И. Стравинского жене А.К. Стравинской 30 сентября 1881 года о найме квартиры

В 1962 году Игорь Федорович посетил Ленинград и побывал в доме своего детства. Это была не та квартира, которую восемьдесят лет назад арендовал его отец, но находившаяся рядом, через стенку. В двух комнатах коммуналки проживала семья Ксении Юрьевны Стравинской – племянницы композитора. Сохранились многие вещи, мебель, предметы интерьера, портреты и фотографии. Ксения Юрьевна постаралась воссоздать для дяди обстановку прошлого: две комнаты, в которых проживали пять человек, были превращены в «гостиную» и «столовую». Соседей уговорили запереться и не показываться все время визита. Игорь Федорович так и не понял, что это коммунальная квартира. Вид из окна, правда, стал другим: на месте тюрьмы теперь стоял жилой дом, а вместо Литовского рынка – ДК Первой пятилетки.

Из письма Федора Стравинского: «…Хорошо, право, чудно, перед окнами простор, две набережные и Канал и Мойка и что напротив Литовская тюрьма это защита нам и все равно она так удалена широтою пространства перед окнами, что нисколько не мозолит глаз. На набережной тишина, народа совсем мало, не то что на Офицерской, только конка иногда…» [2]

Вид из окна квартиры, из комнаты Игоря и Гурия, был дважды запечатлен на рисунках. Первый рисунок – акварель, автор неизвестен, хранится в Фонде. Тут и простор, и конка, Литовский замок напротив и Литовский рынок. Другой рисунок в 1903 году выполнила свояченица Игоря Стравинского, жена его старшего брата Юрия – Елена Николаевна Стравинская, урожденная Новоселова, художница, ученица Яна Ционглинского. Он был опубликован в «Диалогах» Роберта Крафта. На нем изображен тот же вид из окна на Литовский замок, тот же отрезок Офицерской улицы и купол Синагоги. Две загадки остаются нерешенными: кто автор первого рисунка и где находится второй – Елены Стравинской?

Литовский замок (тюрьма) был разобран в конце 1920-х годов; на месте Литовского рынка, также запечатленного на рисунках, теперь стоит новое здание Мариинского театра (Мариинка-2), из окна «комнаты Петрушки» видны окна фойе Стравинского. Композитору запомнился вид из окна комнаты квартиры, куда его привезли осенью 1882 года и где он прожил 22 года, так: «…Помню дребезжание конки, в особенности скрип колес, когда она заворачивала за угол нашего дома, где набирала скорость для подъема на мост через Крюков канал… По другую сторону канала стояло очень красивое желтое здание в стиле Ампир, похожее на виллу Медичи в Риме; к сожалению, это была тюрьма».


1 Публикуется впервые, орфография и пунктуация автора сохранены.

2 Публикуется впервые.

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой