Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 8. Друг Митька Стеллецкий

Отмечая 140-летие со дня рождения композитора Игоря Стравинского, мы продолжаем публиковать статьи, посвященные малоизвестным страницам его биографии. Этот проект предложен и осуществляется на основе материалов «Фонда Ф.И.Стравинского и его сыновей».

«Гвоздем» «Русского сезона» 1910 года в Париже стал новый одноактный балет «Жар-птица». Александр Бенуа вспоминал: «…было решено в “дирекции Дягилева”, что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями… разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная “комиссия”, в которой приняли участие и Черепнин, и Фокин, и я, и Стеллецкий, и Головин, и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов… Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский, и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя еще ни в чем не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». (А. Бенуа. Русские спектакли в Париже. «Жар-птица» // Речь, 1910, 18 июля).

Итак, в процессе работы над балетом состав «комиссии» изменился, и в результате автором музыки к балету стал Игорь Стравинский, художественное оформление принадлежит Головину, а костюмы – Баксту. Стравинский и Стеллецкий не «встретились» в этом балете, но дружны были уже давно.

В августе 1903 года Юрий Федорович Стравинский пишет брату: «По вечерам я очень часто бывал у одного молодого скульптора Стеллецкого… Я просиживал у него и прогуливался с ним целыми вечерами, много говорил с ним на разные темы, преимущественно художественные. Он очень талантливый художник и интересный человек. Изъездил пол-Европы и всю Россию вдоль и поперек. Массу видел. Еще больше рисовал, так что осмотр его альбомов занял несколько вечеров. Он страшный любитель всего истого русского, национального, что носит оттенок чисто русского древнего искусства…»

Рисунок Д. Стеллецкого на палитре. Святой Егорий на коне, 1904. Письмо Д. Стеллецкого Ю. Стравинскому в «древнерусском стиле»

Немало вечеров провел «друг Митька Стеллецкий» (так подписывал он свои письма) в квартире Стравинских на Крюковом канале в компании братьев Стравинских – Юрия, Игоря и Гурия, делая рисунки. Среди них – портреты братьев, эскизы иллюстраций к русским сказкам, проект памятника Федору Игнатьевичу Стравинскому (проект Стеллецкого, к сожалению, в итоге не был осуществлен). Дружба Дмитрия Стеллецкого и старшего брата композитора Юрия Стравинского нашла свое отражение еще в одном произведении: по архитектурному проекту Юрия Стравинского был построен знаменитый «Терем» Бориса Кустодиева в Костромской губернии, Дмитрий Стеллецкий оформил внешнее убранство дома. В архиве «Фонда семьи Ф. И. Стравинского и его сыновей» хранится переписка авторов этого проекта. Как вспоминает А. Бенуа «…в нем часто проявлялось скоморошное начало все в том же “древнерусском стиле”…». Это хорошо видно в рисунках и эскизах, сделанных в квартире Стравинских на Крюковом канале. В частности, в изображении Святого Егория, подаренного художником своему другу Юрию Стравинскому.

Дмитрий Семенович Стеллецкий родился в Брест-Литовске Гродненской губернии в 1875 году. Приехав в 1896 году в Петербург, Стеллецкий поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге, где учился вместе с Б. М. Кустодиевым. Стеллецким созданы эскизы декораций и костюмов к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1908), к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1911). Как и Игорь Стравинский, Дмитрий Стеллецкий оказался в эмиграции волею судьбы: отправившись в 1914 году в творческую поездку по Италии и Франции, он не смог вернуться на Родину, и небольшое местечко Мандельё-ла-Напуль под Каннами стало его пристанищем на долгие годы. Самой значимой работой стала роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже.

Рисунок Д. Стеллецкого. Портрет Ю. Стравинского, 1904. Фотография Ю. Стравинского, 1903

Умер Д. С. Стеллецкий 12 февраля 1947 года и был похоронен на Русском кладбище под Парижем. О смерти Д. С. Стеллецкого А. Н. Бенуа напишет: «Я могу вам сообщить только то, что Д. С. Стеллецкий скончался в феврале 1947 года – здесь, в Париже, проживая у своих знакомых. Он за последние годы ослеп, и этот недуг совсем его пришиб: он даже решительно отказывается с кем-либо встречаться, хотя бы из самых близких людей».

На фото вверху: Рисунок Д. Стеллецкого. Портрет И. Стравинского, 1904. Фотография И. Стравинского, 1905

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 9. «С обещанием снова увидеться...»

Фаринелли – бог! История

Фаринелли – бог!

К 240-летию со дня смерти великого певца-кастрата

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История седьмая: Лето в усадьбах. Устилуг и Печиски

Как важно быть серьезным История

Как важно быть серьезным

К 95-летию со дня рождения дирижера Михаэля Гилена