Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 11. Музей, которого нет

Мы завершаем нашу экскурсию по интересным местам и событиям в жизни композитора И. Ф. Стравинского, которую мы совершали вместе с «Фондом семьи Ф. И. Стравинского и его сыновей».

Мечтой нескольких поколений семьи Стравинских было создание музея Стравинского, в котором отразились бы жизнь и творчество не только знаменитого композитора, но и других выдающихся членов этой семьи. Такого музея не существует нигде в мире — ни в Соединенных Штатах Америки, где Игорь Федорович прожил более тридцати лет, ни во Франции, где впервые прозвучали его самые известные произведения — «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», ни, наконец, в России, где композитор родился и сформировался как музыкант. К счастью, в семье потомков, остававшихся в России в течение более ста лет, несмотря на вой­ны, революции, блокаду, советское время, сохранялось наследие Стравинских. В результате в «Фонде Ф. И. Стравинского и его сыновей» насчитывается более трех тысяч экспонатов, которые могли бы составить коллекцию уникального музея. Что было бы представлено в таком музее?

В начале экспозиции мы бы увидели историю семьи величайшего композитора Игоря Стравинского: его предков со стороны матери — Анны Кирилловны Холодовской и отца — Федора Игнатьевича Стравинского — представителей старинного дворянского рода. Среди них немало выдающихся деятелей российской истории. Прапрадед композитора Федор Иванович Энгель — действительный тайный советник, проявивший себя на государственной службе и удостоенный наград трех императоров — Екатерины II, Александра I и Николая I. Другой прадед — Андрей Федорович Фурман — декабрист, участвовал в восстании на Сенатской площади. Роман Федорович Фурман — действительный тайный советник, сенатор. Его кузина, Наталья Петровна Литке, приходилась Игорю Стравинскому двоюродной прабабушкой и одновременно родной прабабушкой Сергея Дягилева, связав родством двух величайших гениев ХХ века. Портреты многих из них хранятся в Фонде и могли бы составить замечательную портретную галерею предков композитора.

Далее мы узнали бы о жизни и творчестве самого Федора Игнатьевича Стравинского — знаменитого оперного баса, солиста Мариинского театра. Двадцать пять лет он служил на прославленной сцене и был, по словам Игоря Стравинского, «певцом едва ли не шаляпинского уровня». Он обладал замечательным драматическим даром и создавал незабываемые образы своих персонажей, скрупулезно изучая литературные, исторические и художественные источники. К сожалению, певец был позабыт, и этому есть несколько причин: во времена его сценической деятельности еще не существовало записей голоса, и мы не можем услышать исполнение его партий на сцене. Кроме того, слава его сына Игоря затмила славу отца. Но еще в 1930-е годы все в России, в Петербурге, хорошо знали именно Федора Стравинского, а не Игоря.

Выставка в Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына «Поэтика дома. Стравинские». Москва, 2022

Огромной частью пока несуществующего музея стал бы рассказ о детстве и юности знаменитого композитора, которое прошло в Санкт-­Петербурге. О его учебе, о летних месяцах, проведенных в имениях в Устилуге и Печиски, являвшихся тогда частью Российской империи. Здесь было бы представлено окружение будущего композитора — предметы, обстановка, друзья дома и многочисленные кузены, судьбы которых необыкновенно интересны и оставили свой след в истории.

Далее музей рассказал бы нам о братьях Стравинских: о старшем брате Романе, к сожалению, рано умершем. О самом младшем — Гурии, басе, солисте Народного дома и Мариинского театра. Он исполнял те же партии, в которых ­когда-то блистал его отец. Невероятно интересно сравнение этих двух певцов. Гурий был необыкновенно веселым и общительным человеком, его друзьями были братья Римские-­Корсаковы, Степан Митусов, Дмитрий Стеллецкий, Николай Рерих. Именно он после женитьбы старших братьев оставался главной опорой для матери и сохранял наследие великого отца. Его ранняя гибель на фронте Первой мировой вой­ны стала огромной потерей не только для близких, но и для всей русской культуры. И, наконец, о брате Юрии — выдающемся русском архитекторе. Рассказ был бы посвящен его деятельности в Крыму в должности архитектора Удельных имений Южного берега Крыма, его дружбе со знаменитыми современниками, его непростой судьбе в послереволюционные годы и его работе в Отделе охраны памятников старины при Ленсовете. Жена Юрия Федоровича — художница Елена Николаевна Стравинская, урожденная Новоселова, дочь генерала царской армии, героя Русско-­турецкой вой­ны, была ученицей Яна Ционглинского и работала в его мастерской вместе с Юлией Прошинской, будущей женой Бориса Кустодиева. Замечательный портрет Елены Николаевны работы Ционглинского хранится в Фонде.

Часть экспозиции была бы посвящена внукам Федора Игнатьевича, художникам Федору и Татьяне Стравинским. Федор (Теодор) Стравинский — старший сын композитора. Уехав в 1913 году с отцом из России, он впервые возвратился в родной город, тогда еще Ленинград, в 1974 году и сразу почувствовал себя дома. Он прекрасно, без акцента говорил по-русски, писал письма кузине на русском языке. В России сохранилось лишь две его работы, подаренные ­когда-то сестре Татьяне. Между тем как его творческое наследие в Европе впечатляет. А вот работ скромной художницы Татьяны Юрьевны Стравинской (Добротиной), работавшей в Советском Союзе, милые пейзажи и этюды, Фонд мог бы представить немало. Ее младшая сестра — Ксения Юрьевна Стравинская — известна как автор книги «О И. Ф. Стравинском и его близких». Именно ей во многом принадлежит заслуга возрождения памяти композитора на родине в начале 1960-х годов. Она оставалась единственным близким человеком в Советском Союзе, которого встретил Игорь Федорович в 1962 году во время своего приезда. Она же посетила композитора во Франции в Эвиане в последний год его жизни и оставила об этом подробные воспоминания. Сама Ксения Юрьевна была архитектором, и ее судьба, так же как судьба ее первого мужа, архитектора Алексея Марковича Дукельского, безусловно, заслуживает внимания.

Создать такой музей мечтали все, уже ушедшие члены семьи, хранители этой коллекции в России — Елена Николаевна Стравинская, Ксения Юрьевна Стравинская, Елена Алексеевна Стравинская, Всеволод Петрович Степанов. И это стало работой ныне живущих потомков — Стравинских, Козаченко, Добротиных.

А пока «Фонд семьи Ф. И. Стравинского и его сыновей» принимают с выставками разные площадки: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, Российский национальный музей музыки, Дом-музей М. Н. Ермоловой, Музей С. С. Прокофьева, Мариинский театр в Санкт-­Петербурге, Дягилевский фестиваль в Перми, Фестиваль «Мэтр из Ораниенбаума» в Ораниенбауме, Ярославский художественный музей, Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына. Спасибо им всем!

На фото сверху: Экспозиция в выставочном зале «Парк». «Открытое хранение» в рамках акции «Ночь музеев». Москва, 2019
Его величество червонный король История

Его величество червонный король

К 55‑летию выхода альбома In the Court of the Crimson King

Путь к Гараняну История

Путь к Гараняну

В Москве открылась выставка о жизни и творчестве звезды российского джаза

Creedence Clearwater Revival История

Creedence Clearwater Revival

Ансамбль истинного Марка Твена американского рока

Брукнер 200 лет спустя История

Брукнер 200 лет спустя

«Полуюродивый-полубог» новой музыки