Одним вечером в любимом ненавидимом городе События

Одним вечером в любимом ненавидимом городе

OpensoundOrchestra запустил серию концертов Pulse

Репертуарная политика ограничивает свободу даже в тех случаях, когда открытость манифестируется самой музыкой – актуальной/современной/новой. Это не хорошо и не плохо, узнаваемый репертуарный голос необходим любому коллективу и внутри, и вне институций. Но бывают исключения. Оркестр OpensoundOrchestra исполняет музыку молодых авторов и главные опусы ХХ века, сотрудничает с композиторами академической и неакадемической выкройки (от Павла Карманова до Кирилла Рихтера), коллаборируется с небожителями альтернативы и без снобизма записывает саундтреки к кино и ледовым шоу. Репертуарная всеохватность не лишает оркестр голоса. Образованный музыкантами активно концертирующих коллективов, он умудряется оставаться на ногах и быть востребованным. Возможно, дело в том, что OpensoundOrchestra на редкость эмпатичен – и не только по отношению к музыке (иногда вторичной и при этом не обделенной его вниманием), но и к потенциальным слушателям. На сайте оркестра не найти регалий исполнителей (ведущих музыкантов Москвы), зато можно узнать о том, кто из них любит бургеры, кто – фанат русской бани, кто всегда спокоен как удав, а кто – неунывающий комик. Если же к концерту хочется подготовиться, то оркестр предлагает послушать специально собранный треклист с частичной программой предстоящего вечера.

Тяжелый год OpensoundOrchestra завершает светлым и лаконичным послесловием, парой выступлений, открывающих серию концертов Pulse, с музыкой ныне пишущих композиторов и тех, что стали иконами современной культуры.

В первом концерте в Малом зале «Зарядья» от «икон» представили Симеона тен Хольта и его струнный Palimpsest. Имя голландского минималиста неразрывно связано с его магнум опус Canto ostinato, и даже когда речь идет о других сочинениях, все дороги ведут к нему. Canto ostinato совсем недавно звучало в Санкт-Петербурге, на родине Настасьи Хрущевой, композитора и автора книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее». В финальной главе этого аномально красивого научного текста, одинаково глубокого и модного (цитаты его разлетаются на анонсы, а созвездие с обложки светится в инстаграмах (Инстаграм запрещен в РФ) метаэстетов), Хрущева называет Cantoostinato манифестом метамодерна – трудно артикулируемого состояния бытия, в котором мы живем или, по крайней мере, жили до коронавируса. «Главным жанром метамодерна становится песня, главной техникой – репетитивность. В этом смысле название – Canto ostinato – повторяющаяся песня – концентрирует в себе оба понятия, становится во всех отношениях программным для эпохи метамодерна…», – пишет автор.

Если Canto ostinato бесконечно экспонирует песню, то Palimpsest – бесконечно завершает ее. В этом смысле звучание сочинения в конце года и, возможно, уже в конце прошлой жизни как нельзя кстати. Это 40-минутное прощание в мажоре, бесстрастное «посидим на дорожку», поддерживаемое непрерывной гармонией завершения, кадансом. Когда на ее фоне затихают инструменты или намечается (но так и не появляется) новая мелодия, то воспринимается это как поворотное событие, выход на финишную прямую – конечно, ложную. Собственно, финала не наступает, да и не может наступить: он длился все это время и, возникнув из ниоткуда, ушел в никуда, просто растворился. В исполнении OpensoundOrchestra редкая фальшь, предательски заметная в условиях повторяемого одного и того же, воспринималась как еще одно событие, а пульсирующее, почти танцующее исполнение музыкантов, игравших стоя, пробудило атавизм страсти. Вышло вполне по-метамодернистски – бесстрастно и страстно одновременно, на грани аффекта, появляющегося и исчезающего, как улыбка Чеширского Кота.

Метафизическую хрупкость Palimpsest опоясывали лапидарные сочинения Габриэля Прокофьева и Игоря Яковенко. Как бы ни абстрагировался Прокофьев от своего знаменитого деда (а слушатель от банальных ассоциаций), на редкость мрачный и скерцозный минимализм струнной пьесы Spheres напомнил ранние «варварские» опусы Сергея Прокофьева. Адепт «понятной» музыки Игорь Яковенко в качестве пианиста исполнил премьеру Tempus для камерного оркестра и фортепиано. Бэкграунд у Яковенко академический, настоящее – скорее джазовое. Свобода профессионала, не отягощенного предрассудками, в Tempus чувствуется – это выверенный по форме, цельный и стильный саундтрек, ждущий своего фильма. Композиционная стройность провоцирует и исполнительскую: безупречный ансамбль струнных подхватил игру ритмов и ни на секунду из нее не выходил. Яковенко выдерживает дозировки эпического пафоса и светлых мгновений, сменяя одно другим практически незаметно, и, по всей видимости, знает, «как это работает».

От заводских пригородов и кладбищ неухоженной Москвы 2000-х к строящимся башням «Москва-Сити», историческому центру и Дому композиторов – таким представляет свой «Любимый ненавидимый город» Павел Карманов в одноименном сочинении, вошедшем в только что изданный диск «Музыка для Алексея Любимова».Оно звучало с соответствующим видеорядом, полное ностальгии, детского восторга и экзистенциальной грусти – как и все «тихие песни» концерта, оставшиеся в тени громкого и уже исторического выступления Ensemble intercontemporain, проходившего этим же вечером, 19 ноября, на фестивале «Другое пространство».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»