Одухотворенные мечтатели События

Одухотворенные мечтатели

Уже традиционно XXI Фестиваль «Международная неделя консерваторий» завершался образовательным семинаром по концертному и фестивальному менеджменту. Выступление директора фестиваля Лидии Львовны Волчек, которая уже третье десятилетие заражает и объединяет своими идеями весь коллектив консерватории, доказало, что данный проект – яркий пример эффективного менеджмента в сфере академического искусства. Нынешняя «Неделя консерваторий» в сложнейших обстоятельствах пандемии ювелирно, буквально по лезвию ножа, прошла по маршруту составленной программы, практически не потеряв ни одного значимого запланированного события. Мощная концепция, огромный накопленный опыт, заслуженный авторитет, помогали находить решения в самых кризисных ситуациях.

Статистические итоги XXI Фестиваля впечатляют. С 22 октября по 2 ноября прошло десять концертов, в которых приняли участие восемь больших коллективов (по скромным подсчетам свыше пятисот человек участников), около тридцати солистов-­исполнителей, прозвучало более восьмидесяти сочинений. В научно-­практическом разделе из двадцати пяти мероприятий «потеряли» только семь (планировавшиеся мастер-­классы дирижера Владимира Ивановича Федосеева и его супруги, известного музыканта-­просветителя, легендарного лектора Ольги Ивановны Доброхотовой, перенесены на 27–28 ноября).

Важным событием в рамках Года Германии в России и солидным вкладом в научное изучение роли немецких музыкантов для развития русской музыкальной культуры стала научная конференция «Немецкие музыканты в городе на Неве».

Фестивальные мероприятия «захватили» Капеллу имени М. И. Глинки, Большой и Малый залы Санкт-­Петербургской филармонии, Концертные залы Мариинского театра и «Яани Кирик», Новую сцену Александринского театра, Филармонию джазовой музыки, Концертный зал консерватории, Римско-­католический храм Матери Божией Лурдской, конференц-зал отеля «Амбассадор». А когда за два дня до концерта, подготовленного Академией музыки имени Кароля Шимановского (Польша), выяснилось, что он не сможет пройти на концертной площадке Wawelberg Hall, согласованной задолго благодаря сотрудникам Польского института в Санкт-­Петербурге, был оперативно найден зал в корпусе католического монастыря. В него музыка С. Монюшко, Г. Ф. Телемана, В. Желеньского, А. Балдых настолько гармонично «вписалась», что невольно подумалось: Бог тоже на стороне «Недели консерваторий» и помогает ей.

В концерте, прошедшем в Малом зале филармонии, прозвучали три премьеры. Пианист Игорь Андреев, выпускник Санкт-­Петербургской консерватории, а ныне представляющий Бернский университет, сделал редакцию и завершение неоконченной Сонаты для альта/скрипки и фортепиано М. И. Глинки. Он исполнил ее вместе с еще одним выпускником консерватории, скрипачом Андреем Барановым, в настоящее время являющимся профессором двух европейских вузов – Академии музыки и театра «Академия дель Ридотто» в Италии и одного из ведущих университетов Германии в городе Эссене.

Во втором отделении состоялись две премьеры: европейская – произведения Гии Канчели Ninna Nanna per Anna («Колыбельная для Анны») и мировая – переложения для кларнета и камерного оркестра Альтовой сонаты Д. Д. Шостаковича, сделанного А. Левковичем. Оба сочинения представил потомственный петербургский музыкант, известный в мире кларнетист Юлиан Милкис вместе с Камерным оркестром консерватории под управлением художественного руководителя и дирижера Аркадия Штейнлухта.

Юлиан Милкис

В подобных «знакомствах» с новыми сочинениями и современным слышанием уже известных есть много полезного для молодых музыкантов. Мне думается, что студентам-­музыковедам будет интересно обсудить переложение сонаты Шостаковича с точки зрения правомерности замены в произведении солирующего инструмента, дающего ему новые краски, но в то же время и меняющего «образный код», который для композитора часто определяется выбранным тембром.

Поистине бесценен для молодых оркестрантов опыт исполнения очень «взрослой», философской музыки Гии Канчели, в ткани которой нужно раствориться, чтобы научиться ее чувствовать, понимать, ощущая питающий мироощущение композитора огромный пласт грузинской культуры. Оркестр очень старался выполнить эту сложную задачу.

«Неделя консерваторий» из года в год выстраивает мост между традициями и современностью, между музыкантскими поколениями через совместную творческую деятельность профессорско-­преподавательского состава консерватории и студентов.

Программу Ethno – Classic – XXI на Новой сцене Александринского театра, где консерватория проводит цикл концертов «Новая музыка на Новой сцене», вела профессор консерватории, заведующая кафедрой струнных народных инструментов Наталья Шкребко. Ее личностное обаяние, изумительное мастерство ведения диалога с аудиторией сделали этот вечер и содержательным, и неформальным, и полным любви – к русским народным инструментам, к молодым талантам, каждый из которых является лауреатом не одного конкурса и гордостью консерватории. Прозвучали малоизвестные и очень различные по образному спектру сочинения композиторов ХХ–ХХI веков (Е. Панченко, А. Белошицкого, В. Конова, Е. Подгайца, Е. Быкова, Е. Желинского, Г. Эрмоса, Е. Стецюка). Завершился концерт заразительным артистичным исполнением части Триптиха (Allegro ritmico) петербургского композитора Евгения Стецюка Ансамблем домристов имени И. Шитенкова во главе с Натальей Шкребко.

Звучание произведений сопровождалось видеоинсталляциями картин с выставки «Стихи-я-­Петербург», которые по инициативе Л. Л. Волчек подготовил Музей искусства Санкт-­Петербурга XX–XXI веков.

На семинаре, о котором упоминалось в начале, профессор СПбГУ, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения Сергей Николаевич Ильченко вспомнил, что в 1990-е годы фестивали рождались подобно грибам после дождя, но многие из них не выжили. Он подчеркнул, что «прочность» консерваторского фестиваля заключается в детальной проработанности с точки зрения менеджмента. Я добавила бы: в сочетании менеджерской деловитости с огромной вдохновенностью. Очередная «Международная неделя консерваторий» еще раз показала, что ее делают одухотворенные мечтатели, умеющие «оседлать», подчинить себе любые обстоятельства во имя выполнения высокой миссии проекта и реализации самых смелых творческих идей.

Залезть в чужую постель События

Залезть в чужую постель

В октябре 2021 года по итогам зрительского голосования Театр «Ан-дер-­Вин» принял решение возобновить постановку оперы Бриттена «Питер Граймс» – в 2015 году спектакль Кристофа Лоя получил в Лондоне международную оперную премию.

Быть или не быть композитором События

Быть или не быть композитором

Выставка, посвященная творческому процессу современных композиторов, открылась в Музее С.С.Прокофьева

Страна улыбок События

Страна улыбок

Подведены итоги XIV конкурса «ОпереттаLand»

Всем узникам совести посвящается События

Всем узникам совести посвящается

Оперный театр Conlucia впервые в России представил сценическую версию оперы Луиджи Даллапикколы «Узник»