Околдовать, но в меру События

Околдовать, но в меру

Теодор Курентзис выступил с Симфоническим оркестром студентов Московской консерватории

В БЗК состоялся концерт Студенческого оркестра консерватории; за пультом – Теодор Курентзис, солист – Айлен Притчин. Для Курентзиса программа выглядела на удивление конвенционально: Первый скрипичный концерт Прокофьева, Седьмая симфония Бетховена, ни одного биса. Вечер стал событием и для московской музыкальной жизни, и для оркестра, и для самого Курентзиса: столичными коллективами он не дирижировал уже около восьми лет.

В свое время Курентзис был одним из постоянных приглашенных дирижеров НФОР и бывал в Москве до восьми раз в сезон. Это шло на пользу и ему, и публике, и столичным коллективам, среди которых также были «Новая Россия» и РНО: со всеми ними, а также с оркестром Большого театра Курентзис выступал в Москве в 2010 году и на этом остановился. Вскоре он возглавил Пермский театр оперы и балета, пообещав: «С нового сезона я прекращаю сотрудничать со всеми отечественными оркестрами и оперными театрами». В то же время маэстро давал понять, что выступлений в столице ему не хватает. Действительно, если московские оркестры и концертные организации не приглашают Курентзиса, меняется оптика публики, воспринимающей редкие появления маэстро с точки зрения презумпции гениальности, а следом и слушатели, и дирижер.

Концерт с оркестром консерватории выгодно отличался от последних московских появлений Курентзиса уже отсутствием разного рода фокусничанья и нездорового ажиотажа. Да, начинался в восемь вместо привычных семи. Да, на афише не было программы, хотя все интересующиеся давно ее знали. Да, был похож на пародию пресс-релиз, написанный будто не вполне по‑русски: «Тот, кого без тени иронии называют “гений”, удивит публику неожиданной коллаборацией… Что привезет с собой маэстро – бессмертную классику или бескомпромиссную “современку” – пока держится в тайне». Для множества исполнителей подобная программа была бы самой что ни на есть обычной; и именно этим она выделялась среди концертов Курентзиса. Вопреки обыкновению, маэстро не устроил шоу, но дал возможность оркестру и солисту показать себя во всей красе.

Айлен Притчин – давний партнер Курентзиса, с которым неоднократно выступал и как солист, и за первым пультом оркестра musicAeterna. Выпускник Московской консерватории, Притчин делает успешную карьеру, и выбор его кандидатуры для концерта консерваторцев на редкость точен. Как зрелый музыкант он растет на глазах, что видно в том числе по его альянсу с Курентзисом. Когда Айлен играл Концерт Берга на прошлогоднем открытии Дягилевского фестиваля, казалось, будто он находится под гипнозом дирижера, лишь временами вырываясь на волю. Сейчас, исполняя Первый концерт Прокофьева, он выглядел и звучал абсолютно самостоятельной фигурой, хотя и заслуга Курентзиса в этом немалая: позволяя оркестру блеснуть, дирижер делал это крайне деликатно. Брал темпы порой предельно быстрые, и все же с отменным чувством меры; добивался от оркестра завораживающего piano, но не отвлекал внимания от солиста; разве что в финале дал музыкантам полную свободу в том, чтобы околдовать слушателя.

Дирижер – это тот друг, к которому ты идешь, когда переживаешь любовное разочарование, тот человек, который услышит тебя. Не психолог, а именно хороший друг

Герой первого отделения, Притчин сыграл на бис раннюю Фугу Шнитке и Largo из Третьей сонаты Баха; из партера было хорошо видно, как радуется в ложе его профессор Эдуард Грач. Второе отделение заняла Седьмая симфония Бетховена; ее оркестр играл стоя, как обычно играет musicAeterna по примеру барочных ансамблей. Впрочем, с musicAeterna, у которых каждая нотка кричит о своем перфекционизме, Курентзис будет наверняка исполнять симфонии Бетховена совсем по‑другому, чем с оркестром консерватории. После рафинированного прокофьевского саунда маэстро добился от музыкантов другого, глуховато-благородного звучания, будто имел в виду «немецкий оркестр с давними бетховенскими традициями». И это звучало не менее убедительно, чем программа музыки Стравинского, которую полтора года назад с консерваторцами подготовил Владимир Юровский.

В финале вечера на сцену вышел ректор консерватории Александр Соколов, поблагодаривший Курентзиса за то, что он провел со студентами целую неделю в репетициях и встречах. Ректор вручил дирижеру памятный знак из золота и серебра.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону