Музыкальный критик Сергей Буланов (СБ) обсудил творческие нюансы состязания с членом жюри, ведущей солисткой и режиссером Большого театра Республики Беларусь, одной из самых ярких и востребованных в мире певиц Оксаной Волковой (ОВ).
СБ Какие главные задачи, на ваш взгляд, решают вокальные конкурсы?
ОВ Прежде всего, конкурсы помогают молодым певцам понять свое место в сложном артистическом мире. Появляется возможность увидеть реальную картину – насколько вы соответствуете запросу времени, нравится ли ваше мастерство потенциальным работодателям, профессионалам и публике.
СБ На какие критерии нужно ориентироваться, чтобы достичь конкурсного успеха?
ОВ Главное, чтобы репертуар идеально соответствовал типу голоса. Когда я сама участвовала в конкурсах, нередко нужно было сразу же заявлять арии из опер Верди, но что можно выбрать для молодого меццо? Я поступала хитро: не брала тогда непосильную для меня арию O don fatale и выигрывала с песенкой Эболи.
Многие начинающие вокалисты хотят сразу петь весь «золотой репертуар», переоценивают свои творческие силы. Молодость нужно «держать» как можно дольше: если есть данные для крепкого репертуара, вы к нему обязательно придете, когда настанет время.
СБ Есть возрастные рамки?
ОВ Я думаю, все зависит не от возраста, а от мастерства, таланта и интеллекта. Например, Соня Йончева, которая несколько лет назад пела Джильду в «Риголетто» Верди, теперь поет крепкий репертуар. У нее голос с богатой палитрой выразительных средств, она убедительна.
СБ Не влияют ли на это зачастую странные конкурсные требования? Мы живем в эпоху узких специалистов, а нужно показывать владение разными стилями.
ОВ На мой взгляд, репертуарные требования Конкурса Елены Образцовой соответствуют современности: да, нужно представить разные стилевые направления, но предполагается довольно свободный выбор арий, певец может показать себя с самой лучшей стороны.
Иногда сложно адекватно себя оценить – это фатально, при неправильном выборе репертуара все недостатки слышны с первых трех тактов. И на вокальных конкурсах нет смысла ставить рекорды: высокие ноты не имеют никакого значения, если ты не делаешь performance.
СБ Вы согласны с утверждением, что арию можно заявлять на конкурс, если можешь спеть всю партию целиком?
ОВ Нет, конкурс – дело молодых. Удачно спетая ария может быть хорошим показателем, что вокалист на правильном пути.
СБ На Конкурсе Елены Образцовой нет разделения премий по голосам: корректно ли сравнивать мужские и женские голоса?
ОВ На это, безусловно, влияют разные обстоятельства, в том числе и финансовые, но мужчин и женщин желательно оценивать отдельно, даже без более подробного разделения на типы голосов. Сложно сравнить тенора с меццо-сопрано, если они оба великолепны. Я всегда сочувствую певцам.
СБ Вы добрый человек.
ОВ Да, мне всегда хочется помочь и поддержать, потому что я знаю, насколько это тяжелая работа и ужасно зависимая профессия. Даже на конкурсах хочется хоть как-то человека отметить, дать ему надежду. Для певца очень важно увидеть просто добрый взгляд из зала – это успокаивает и раскрепощает, не все имеют сильный характер.
СБ Действительно, молодым зачастую мешают всевозможные зажимы…
ОВ Например, иногда участники форсировали звук. Я как певица понимаю: необязательно это говорит о том, что они всегда так поют, просто пока не преодолены зажимы. На нервной почве певцам кажется, что их не слышно, хотя акустика в Капелле Санкт-Петербурга потрясающая!
СБ Давайте обсудим отбор по видеозаписям, который на Конкурсе Елены Образцовой раньше не допускался.
ОВ Сейчас это стало мировой практикой. Внимание к конкурсу настолько велико, что вживую послушать несколько сотен человек физически сложно. Все певцы, прошедшие во второй тур после предварительного отбора, за редким исключением выступали достойно.
СБ Бас – восемнадцать лет. Нужно было пропускать?
ОВ Я считаю, что он получил колоссальный опыт. Подготовка к конкурсу – огромный творческий рост. Я в его возрасте тоже подала первую заявку на конкурс, потому что хотела быть там: общаться, слушать других. Мы живем в быстром темпе, нет времени на раскачку. Надо ставить себе большие цели. К успеху приводят труд и работоспособность.
СБ Давайте выделим распространенные ошибки: на что участникам следует обратить внимание?
ОВ На многое: технику, языки, стили, содержание. Но я особенно отметила несколько ребят, которые заставили меня себя слушать, потому что за это я могу простить некоторые погрешности. Никто не поет идеально, как на студийной записи. Гораздо хуже и скучнее, если поют правильно, но – ни уму, ни сердцу.
Бывает, участники раскрываются к третьему туру, когда выходят петь с оркестром. Я как певица и режиссер могу сказать: все решают последние прогоны. Солисты штатных театров с тремя составами обижаются, потому что зачастую до последнего момента не знают, кто будет петь премьеру: побеждает тот, кто выдерживает этот марафон.
СБ Насколько я знаю, вы уже не первый раз работали в жюри?
ОВ У нас в Минске много лет проходил Рождественский конкурс в рамках Международного оперного форума. Я им очень горжусь. К нам приезжали очень сильные исполнители из разных стран. Наши лауреаты – Рамиз Усманов, который, как и я, сейчас здесь в жюри, Елена Стихина, Ксения Нестеренко, Валентина Феденева, Надежда Павлова, Михаил Малафий и многие другие певцы, которые сегодня на виду. Кстати, третий тур мы проводили в театре – участники исполняли полноценные сцены из спектаклей в костюмах и с декорациями. Мне кажется, до сих пор больше нигде такого формата нет. Надеюсь, мы этот проект возобновим.
СБ Почему на нынешний Конкурс Елены Образцовой не приехали участники из Беларуси?
ОВ Я очень огорчена, нужно было обязательно участвовать, я бы отправила сюда всех «из-под палки»!
Елена Васильевна Образцова, чье имя носит конкурс, сделала для развития оперного искусства невероятно много – она аккумулировала вокруг себя выдающихся музыкантов, с которыми дружила, тем самым прорубила для нас окно в мировую индустрию.
Мне как члену жюри понравилось на этом конкурсе, что в буклете не было «лишней» информации о певцах: только имя, возраст и репертуар. Я почти никого заранее не знала, надо мной не довлела ничья биография с указанием театров и педагогов.
Конкурс проходил замечательно. Один из участников сказал мне: «Впервые в жизни я нахожусь в прекрасной атмосфере» – и это абсолютная правда! Директор конкурса Наталья Игнатенко – человек, который любит и хочет обнять весь мир, каждого из нас. Только в любви рождается что-то хорошее, не через тернии.
СБ Интересно, что на вашу собственную карьеру конкурсы практически не повлияли, хотя вы участвовали более чем в десяти…
ОВ Я сама удивляюсь: где я была, почему не подавала заявки ни на Конкурс Елены Образцовой, ни на Конкурс имени Чайковского? Но на другие конкурсы все же ездила, в том числе получила первую премию из рук Ирины Константиновны Архиповой на Конкурсе имени Глинки. Однако моя карьера сложилась в первую очередь благодаря Молодежной оперной программе Большого театра: чтобы попасть туда, тоже нужно было выдержать сложнейший конкурс. Меня приняли в самый первый набор, взяли десять человек из четырехсот. Кстати, меня тогда спросили: «Оксана, как вы поедете в Москву, у вас же двое детей?» На что я ответила: «У меня есть один плюс – я их уже родила!» Действительно, мне повезло с семьей: муж всячески поддерживает и ругает, если я где-то останавливаюсь, мотивирует, помогает идти дальше, не успокаиваться.