Олдмания московских улиц События

Олдмания московских улиц

Фестиваль «Территория. Кидс» впервые вышел на улицы столицы

Детский фестиваль современного искусства «Территория. Кидс» в этом году прошел в четвертый раз, изменив привычный формат. Впервые он состоялся летом. Впервые в качестве театральных площадок выступили уличные сцены столицы. Попав под крыло Департамента культуры Правительства Москвы, «дочка» взрослой «Территории» стала частью нового амбициозного проекта – Международного открытого фестиваля на улицах Москвы «Театральный бульвар». Получилось необычно, атмосферно, душевно. Благо и погода располагала: фестиваль прошел в первой половине июля, когда в столицу наконец вернулось лето.

Новый «уличный» формат «Территории. Кидс» – стопроцентный выход из зоны комфорта. Прежде всего потому, что традиционно фестиваль делал ставку на интеллектуальные спектакли и камерные постановки, а уличный театр апеллирует, прежде всего, к эстетике площадных представлений – простых для восприятия, ярких, энергичных, эпатажных. В этом смысле интересным опытом пересечения двух этих траекторий стал открывший «Территорию. Кидс» спектакль «Вафельное сердце» Юлии Пересильд, режиссера спектакля и арт-директора фестиваля.

«Вафельное сердце» – это трогательная история о детской дружбе, рассказанная через воспоминания пожилых героев. Ее автор – современная норвежская писательница Мария Парр, которую уже окрестили новой Астрид Линдгрен. Герои спектакля – девочка Лене (Юлия Пересильд) и мальчик Трилле (Павел Акимкин) – своими веселыми и эксцентричными выходками, а также ярким и экстравагантным внешним обликом, действительно, напоминали персонажей «Пеппи Длинныйчулок». Атмосфера буффонады на сцене контрастировала, а порой и конфликтовала с пронзительностью и трепетностью их монологов – о вафельных сердцах, которые пекла бабушка, или об отчаянном и искреннем порыве девочки найти через газетное объявление папу, «который должен быть хорошим и любить вареную капусту». Режиссерский расчет оказался точным: если на блестящую визуальную обертку спектакля и интерактивные игры с залом реагировала прежде всего юная аудитория, то глубина художественного текста отзывалась щемящей теплотой у взрослой публики и особенно у зрителей элегантного возраста, которых на «уличной» «Территории. Кидс» оказалось как никогда много. Не в последнюю очередь потому, что все мероприятия в этом году были бесплатными, и амфитеатр под открытым небом у Политехнического музея, где был показан спектакль, едва смог вместить всех желающих.

И все же подавляющая часть афиши нынешней «Территории. Кидс» была ориентирована не на эстетику уличного театра, а на традиционные театрализованные представления в формате open air. На протяжении одиннадцати дней они проходили параллельно на трех открытых площадках «Театрального бульвара» – вместительном амфитеатре у Политехнического музея, камерной сцене на Чистопрудном бульваре и потрясающе живописной Водной сцене на Патриарших прудах, открытой специально к фестивалю «Театральный бульвар». Кто знает, может быть именно магия места повлияла на то, что самые атмосферные и аншлаговые музыкальные события фестиваля случились именно на Патриках.

«Сказки Акстер» – совместный проект Петра Дранги и фестиваля «Территория. Кидс» – впервые был показан три года назад на Малой сцене Театра Наций в виде иммерсивного детского спектакля с музыкой. Опыт оказался успешным, и его решили повторить, адаптировав для новой летней сцены на Патриках. Сюрреалистичные детские истории о путешествии из песочницы прямо в открытый космос или о приключениях микроба Джеймса в человеческом ухе на этот раз ожили в концертном формате, но воспринимались не менее захватывающе благодаря художественному слову актрисы Александры Ребенок и завораживающему сопровождению DYP Orchestra под точным дирижерским прицелом Петра Дранги. Последний, будучи автором музыки и литературного текста спектакля, выглядел органично и в других сферах своей абсолютной монополии – роскошных соло на аккордеоне и обаятельном конферансе перед спектаклем, призывавшем взрослых слушать сказки, закрыв глаза, с полным погружением в фантастические миры. Ощущение нереальности происходящего, действительно, то и дело «накрывало» во время часового концерта-спектакля в первую очередь благодаря музыке, которую легко можно было бы представить в качестве саундтрека к какому-нибудь голливудскому блокбастеру. Головокружительные впечатления умножались невероятной красотой локации этой «музыки на воде», великолепным качеством звука (в том числе благодаря тонкой работе звукорежиссеров) и ласкающей прохладой водоема, столь желанной в знойный июльский вечер.

На джазовом концерте Анны Чиповской, признаюсь, была в числе тех зрителей, которые пришли на имя актрисы театра и кино, не зная о ее серьезном и многолетнем увлечении джазом. В своих интервью она рассказывает, что вокалу специально не училась, поет по наитию и открыла этот мир благодаря отцу – известному джазовому музыканту Борису Фрумкину. С ним и с музыкантами возглавляемого им оркестра Олега Лундстрема она была на сцене и в этот вечер, избрав для часовой программы классический набор «джазовых стандартов» с акцентом на репертуаре легендарной Эллы Фицджеральд. Глубокий тембр и классическая джазовая манера Анны Чиповской, действительно, напоминали, но не копировали «первую леди джаза». Let’s Call the Whole Thing Off, Lullaby of Birdland, The Man I Love – эти и другие композиции собрали толпы благодарных зрителей, разместившихся прямо на склонах по периметру Патриаршего пруда. В своем элегантном выступлении актриса не пыталась поразить редкими импровизациями, напротив, как будто нарочито следуя академичным трактовкам золотых хитов джаза. Но сделала ставку на сильные стороны, актерски разыграв выступление джазовой дивы и тем самым, вероятно, примерив свою давнюю мечту исполнить роль кого-то из своих музыкальных кумиров на сцене. Эта игра включала щедрую россыпь деталей, начиная с эффектного выхода на сцену прямо с берега за минуту до начала концерта, манкости манер, убийственных стрел-взглядов в адрес мужчин и пленительного внешнего облика в стиле old money. Если это и была «жизнь в розовом цвете» (La Vie en Rose), о чем когда-то пела легендарная Эдит Пиаф и вторила в своем исполнении Анна Чиповская, то ее с удовольствием примерили на себя зрители «Территории. Кидс», среди которых были те, кто после концерта признавался, что именно в этот вечер открыл для себя магию джаза. Не в последнюю очередь ослепленный глянцевым блеском мира олдмании, который так органично вписался в ландшафты московских улиц.

Праздник для современных детей

Веселый ветер над Землей детей События

Веселый ветер над Землей детей

В Санкт-Петербурге стартовал юбилейный, XXXV фестиваль «Земля детей»

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина