Джазовая певица Ольга Синяева (ОС) готовится к выходу нового альбома с коллективом AllSeeBand. В эксклюзивном интервью с Анастасией Кадушиной (АК) она раскрывает секреты своего творчества, вдохновения и пути к вершинам музыкального Олимпа. Ольга откровенно говорит об особенностях совмещения карьеры певицы и преподавателя, о взаимодействии с публикой, выступлениях в лучших джазовых клубах страны и о том, как важно быть открытой новому и не бояться меняться. Это интервью – не просто разговор о музыке, это история о любви, творчестве, духовном росте и о том, как случайности могут изменить жизнь к лучшему.
АК Ольга, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью! Ваши выступления – это всегда яркое событие, сочетающее джаз, страсть и интеллект. Поделитесь, пожалуйста, как вы пришли в музыку?
ОС Мои родители имели музыкальное образование. Папа всегда был увлечен музыкой и играл на разных инструментах: гитаре, бас-гитаре и барабанах. Он также выступал в вокально-инструментальном ансамбле. В нашем доме всегда звучала хорошая музыка – папа часто включал гитарные соло из репертуара таких групп, как Pink Floyd и Deep Purple. Мама тоже интересовалась музыкой – закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Она познакомилась с папой, когда он играл в вокально-инструментальной группе. Мой старший брат окончил музыкальную школу по классу гитары. Так что наша семья музыкальная.
Сама я начала заниматься музыкой случайно, когда участвовала в конкурсе по английскому языку. Я занималась английским с четырех лет и выступала в детском конкурсе, где нужно было показать уровень языка. Я выбрала песню, которую исполнила на конкурсе. Это была песня группы ABBA Happy New Year. Мне было семь лет, и я исполнила ее на сцене большого зала. Сам конкурс проходил при лингвистическом институте. Педагог по вокалу, которая сидела в зале, была главным педагогом города. Она подошла к моей маме после выступления и сказала, что мне нужно продолжать заниматься вокалом.
АК А как в вашей жизни появился джаз? Ведь сегодня вы являетесь резидентом Клуба Алексея Козлова, возглавляющего рейтинг 100 лучших джазовых клубов мира, а также часто выступаете в Клубе Игоря Бутмана и других самых известных клубах страны!
ОС Я также случайно познакомилась с Натальей Соболевой, лучшим джазовым педагогом Новосибирска, которая открыла мне мир джаза и предложила подготовить программу для поступления в музыкальный колледж. Это был для меня новый и захватывающий жанр, который я полюбила и решила развиваться в нем дальше. Даже не так. Это был резонанс, соприкосновение двух миров: моего внутреннего мира и мира джазовой музыки.
Такие случайные встречи и события часто становятся поворотным пунктом в нашей жизни. Это значит, что мы на правильном пути, что мы открыты новому, что мы готовы к переменам. И хотя внешне это может выглядеть как случайность, на самом деле это результат наших внутренних стремлений и желаний. Просто я совпала с джазом, а он – со мной.
АК Вы получили серьезное профессиональное образование в Новосибирском музыкальном колледже, а затем продолжили обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных. В Академии вы учились у таких выдающихся педагогов, как Раиса Саед-Шах. Как эти встречи отразились на вашем развитии как музыканта?
ОС Раиса Саед-Шах… Учиться у нее было как вдохновляющее путешествие. Она не просто учила технике вокала, она открывала двери в мир музыки, показывала глубину и тонкость каждой ноты. Я помню, как она говорила: «Джаз – это голос, который проходит сквозь сердце». Эти слова стали для меня путеводной звездой. Благодаря ей я научилась слышать музыку не только ушами, но и сердцем. Она учила меня не просто петь, а жить музыкой, переживать каждое слово, каждую ноту. И сейчас, когда я сама преподаю, я стараюсь передать своим студентам то, что когда-то дала мне Раиса Саед-Шах.
Эти встречи оставили глубокий след в моей душе. Я всегда буду благодарна ей за то, что она помогла мне раскрыть потенциал и стать той певицей, которой я являюсь сегодня.
АК У вас есть педагогический опыт в Академии имени Гнесиных в качестве старшего преподавателя. К тому же вы были наставником в проекте «Голос. Дети». Ваши успехи в педагогике были отмечены престижной премией «Педагог года». У вас есть своя методика преподавания? Авторский метод мотивации учеников?
ОС «Педагог года» – это, конечно, приятно. Но главное – видеть, как твои ученики растут, как у них загораются глаза, когда они открывают для себя музыку по-новому. И да, у меня есть своя методика, но не в том смысле, что это какой-то строгий алгоритм. Скорее это подход, основанный на взаимопонимании, доверии и уважении к личности каждого ученика. Я стараюсь не просто давать знания, а пробудить любовь к музыке, помочь раскрыть свой потенциал.
Мотивация? Знаете, для меня это не «метод», а естественное следствие того, как я преподаю. Когда ученик видит, что ты сам горишь делом, что ты вкладываешь в него всю душу, он сам начинает гореть! А еще я стараюсь создавать такую творческую атмосферу, где каждый чувствует себя комфортно и может свободно выражать себя. Здесь главное сохранять искреннюю любовь к музыке и к людям, которые ее творят.
В преподавании меня вдохновляет возможность передавать свой опыт и помогать молодым голосам зазвучать. Видеть, как они открывают в себе новые грани, как растут их творческие крылья, как они находят свою собственную музыку, – это бесценно! И это заряжает меня энергией и вдохновением на дальнейшую работу.
АК Ваша музыка – это прекрасное сочетание различных стилей, начиная от джаза, когда вы солировали в известных оркестрах, и заканчивая авторскими композициями, которые вы создаете в своем собственном коллективе. Как вы находите вдохновение для создания новой музыки, и какие темы вас больше всего волнуют?
ОС Вдохновение – это такой непредсказуемый зверь! Может прийти от случайной мелодии, услышанной в кафе, от красивого пейзажа, от разговора с другом… Иногда вдохновляет чья-то история, а иногда просто чувства, которые переполняют.
В моих песнях часто звучат темы любви, радости, грусти, мечтаний. Мне важно делиться с людьми своим опытом, своей душой. Я хочу, чтобы моя музыка заставляла их думать, чувствовать, переживать. Поэтому я стараюсь оставить двери своего воображения открытыми. Иногда я сажусь за пианино и начинаю импровизировать, а потом из этих импровизаций рождается новая мелодия. А иногда стихи приходят первыми, и уже под них я пишу музыку. И если хотя бы один человек найдет в ней что-то для себя, значит, я сделала свою работу не зря.
АК У вас богатый опыт выступлений – здесь не только джазовые клубы, аншлаги в больших концертных залах, но также успешное участие в телевизионном проекте «Голос». Это главное вокальное шоу страны, каждый выпуск которого собирает более трех миллионов зрителей! Далеко не каждый вокалист способен принять вызов и пройти все экспертные этапы – в финале оказываются только лучшие из лучших. Что дал вам каждый из этих форматов, и какой из них вам наиболее близок?
ОС Каждый формат – это как отдельный мир! В джазовых клубах и филармониях атмосфера такая камерная, интимная. Там ты поешь для людей, которые действительно ценят джазовую музыку, разбираются в ней. Это дает невероятную свободу импровизации, возможность играть с мелодией, почувствовать настроение зала.
«Голос» – это другая история. Там ты уже не просто певец, а участник шоу, где важна не только музыка, но и образ, история. Это огромная сцена, сотни камер, миллионы зрителей. Адреналин просто зашкаливает! Но и ответственность тоже. Ты должен быть максимально собранным, чтобы показать себя. Таким, какой ты есть, несмотря на камеры.
Участие в шоу «Голос», общение с известными артистами и наставником Димой Биланом, работа с командой Первого канала за кулисами, знакомство с талантливыми участниками – все это было невероятно. Но какой формат мне ближе? Сложный вопрос… Думаю, я люблю их все! В каждом я нахожу что-то особенное. Если честно, меня всегда тянуло к исполнению джаза. В нем я могу быть собой, свободной и искренней. Не имеет значения, где он звучит, важно лишь то, что он – в сердце.
АК Ольга, вы посетили большое количество мастер-классов известных исполнителей и инструменталистов за границей: Ди Ди Бриджуотер, Дайан Ривз, Херби Хэнхока, Рэйчел Феррелл и других. А также вы работали с известными зарубежными джазменами – Сезарией Эвора, Ришаром Бона, Сэнди Паттон, Кевином Махогани, Мишель Уокер и Ди Ди Бриджуотер. Что вы вынесли из этих встреч, и как они повлияли на ваш музыкальный стиль?
ОС Да, вы правы. Начиная с 2010 года я регулярно посещаю лекции и программы европейских консерваторий. Среди них – Венская консерватория, Амстердамская консерватория, School of Music в Валенсии и другие. Каждое лето, во время обучения в Академии, я посещаю музыкальные интенсивы в разных странах. Кроме того, я стараюсь не пропускать джазовые фестивали и встречи с известными музыкантами, чтобы поучиться у них.
В 2012 году в Академию музыки имени Гнесиных приезжал известный джазовый исполнитель Херби Хэнкок вместе с самой популярной сейчас джазовой певицей Ди Ди Бриджуотер. Они дали концерт и посмотрели на лучших студентов Академии. Меня, как представителя кафедры, выбрали для выступления от имени Академии. После этого легендарного знакомства я получила уникальную возможность брать у певицы индивидуальные уроки. Этим же летом мне удалось попасть на серию мастер-классов Дайаны Ривз. Она также одна из самых известных и авторитетных джазовых исполнительниц современности. В моей жизни были и другие популярные музыканты, с которыми я имела честь общаться и учиться: это и Рэйчел Ферелл, и Бекка Стивенс.
Касаемо совместной работы, больше всего мне запомнилось сотрудничество с Ришаром Бона и Сэнди Паттон. Это были не просто совместные выходы на сцену, а невероятный опыт! Помню, как впервые вышла на сцену с Ришаром Бона – это было волнующе! Он такой мастер импровизации, такой виртуоз, что я просто впитывала каждую ноту, каждый жест. Он научил меня быть более свободной, не бояться экспериментировать и доверять своей интуиции. А Сэнди Паттон поделилась со мной своими секретами, показала, как работать с голосом, чтобы он звучал ярко и эмоционально. И еще она научила меня чувствовать музыку, понимать ее глубину и историю.
Эти встречи оказали огромное влияние на мой музыкальный стиль. Я стала свободнее в своем выражении, уверенной в своем голосе. И теперь, когда я выступаю на сцене, я стараюсь привнести в свою музыку все то, чему меня научили эти великие мастера. Это были не просто концерты, это были уроки жизни, уроки творчества, уроки музыки.
АК Насколько нам известно, вы планируете выпустить новый альбом с вашим джазовым коллективом AllSeeBand. Расскажите о его концепции.
ОС Я очень рада рассказать вам о своем новом альбоме! В его концепции лежит сочетание джазовых элементов с современными аранжировками. Это придает музыке свежий и уникальный характер. Я стремлюсь к тому, чтобы каждая песня не только звучала красиво, но и несла определенный смысл и эмоции, которые могут затронуть сердца слушателей. От моего сердца – к другим.
С годами я поняла, что мне уже не хочется принадлежать к какому-то одному жанру, хоть я и известна в первую очередь как джазовая исполнительница. Приверженность одному жанру ограничивает и музыканта, и слушателя. Уход от этих ограничений дает мне полноценно раскрыться. Я хочу, чтобы люди слушали музыку, а не жанр или направление. Мне бы хотелось отразить свою музыкальную эволюцию и внутренний мир. Я надеюсь, что каждый, кто услышит этот альбом, найдет в нем что-то особенное и вдохновляющее.
АК Расскажите, пожалуйста, о ваших планах в отношении международных проектов. Уверена, что они у вас есть.
ОС Да, мои планы на международной арене очень амбициозны! В прошлом году я прошла невероятно вдохновляющую программу в Бостоне на базе Музыкального колледжа Беркли, а теперь стремлюсь к тесному сотрудничеству с выдающимися джазовыми музыкантами из США. В перспективе вижу возможность создать дуэт с одним из них или же пригласить его для участия в записи моего нового альбома. Я уверена, что такое сотрудничество принесет не только яркие творческие результаты, но и позволит расширить мои горизонты в мире джаза.
Кроме того, я планирую активно выступать в джаз-клубах США в сопровождении американских музыкантов, участвовать в престижных джазовых фестивалях и выпускать альбомы, направленные на международную аудиторию. Моя цель – добиться признания на мировой джазовой сцене и делиться своим искусством с широкой аудиторией по всему миру.
АК Я уверена, что у вас все получится, и мы продолжим следить за вашим творчеством на новых площадках с новыми исполнителями! Напоследок что вы хотите сказать своим поклонникам и слушателям? Какие слова поддержки и вдохновения вы им дадите?
ОС Ох, знаете, слова поддержки и вдохновения… Это всегда непросто, потому что каждый человек уникален, и его путь особенный. Но вот что я могу сказать: не бойтесь мечтать! Пусть ваши мечты будут яркими и смелыми, как краски на холсте. Идите к ним смело, не оглядываясь. Музыка может стать прекрасным проводником к вашим мечтам, она может дать вам крылья.
Помните, что вы не одиноки. Музыка объединяет людей, дарит нам радость и надежду. Не бойтесь делиться своими эмоциями и историями через нее. И не забывайте слушать свое сердце, оно всегда подскажет вам, что нужно делать. А еще… не бойтесь пробовать новое, экспериментировать! Музыка – это великий дар, поэтому используйте его в полной мере. Пусть ваша жизнь будет полна музыки!
АК Спасибо вам за интересное и содержательное интервью, Ольга! Желаем вам творческих успехов и вдохновения!