Ольга Жукова: <br>Главное, чтобы в зал вернулся зритель Персона

Ольга Жукова:
Главное, чтобы в зал вернулся зритель

Театры и концертные залы уже почти три месяца закрыты: сезон был прерван на взлете – в конце марта, а откроются они, если все будет хорошо, только осенью. Новый сезон обещает стать самым необычным из всех, что у нас на памяти, но артисты, зрители и менеджеры не теряют энтузиазма и надеются, что рано или поздно жизнь вернется в нормальное русло.

О подготовке к новому сезону, его особенностях и сложностях Ольга Русанова (ОР) поговорила с директором Концертного зала «Зарядье» Ольгой Жуковой (ОЖ).

ОР Ольга Эдуардовна, как вы планируете открытие «Зарядья», чем вы сейчас занимаетесь – отменой ли тех концертов, которые сейчас должны были еще проходить, или планируете новый сезон? Уверены ли вы в каких-то датах?

ОЖ Многое будет зависеть от того, какая сложится ситуация в Москве. На данном этапе все идет достаточно хорошо, и мы надеемся, что открытие сезона состоится в сентябре. Но это наши надежды, и мы – руководители таких учреждений, как наше, сейчас проводим масштабные консультации: разговариваем друг с другом, с Министерством культуры, Департаментом культуры Москвы, с представителями Роспотребнадзора. Это конструктивный диалог, нам не просто что-то диктуют. Мы очень надеемся, что нас услышат, и мы выработаем оптимальный протокол открытия наших учреждений.

Что касается зала «Зарядье», то мы сейчас работаем, и работы очень много. Помимо концертов есть и другая деятельность: например, в эти дни происходит дооснащение Большого зала, мы занимаемся, в частности, акустическими работами. Также мы построили сцену в Малом зале – раньше там был просто помост. Я надеюсь, что за лето мы все это доделаем, чтобы красиво открыть сезон в обновленных залах.

ОР А как сейчас, в условиях неопределенности, вы планируете следующий, ваш третий по счету сезон?

ОЖ У меня сразу была стратегия не отмены концертов, а их переносов. Главное, найти нужную дату, скажем, в 2021 году. Но если говорить о  зарубежных музыкантах, то тут есть нюанс: никто пока точно не знает, когда откроются границы России, какие будут требования. Мы бы очень хотели их принять в ближайшем будущем, но пока не понимаем: возможно ли это в сентябре? Если да, то на каких условиях? Будет ли двухнедельный карантин? Мы же понимаем, что для музыкантов сидеть в другой стране на карантине просто невозможно. Поэтому стараемся визиты иностранных артистов отложить, чтобы их концерты состоялись наверняка.

А следующий концертный сезон, по крайней мере, его начало, мы формируем из разных проектов наших отечественных музыкантов. Мы должны быть готовы ко всему: нам могут сказать, что в зале, допустим, должно быть не более 50 процентов зрителей, или 30 процентов, шахматная рассадка. Понятно, что это не от нас, руководителей, зависит, но на первом месте стоит здоровье людей. А мы будем под эти условия подстраиваться и поэтапно открывать залы.

ОР Что касается рассадки, то сейчас много копий ломается вокруг этой темы, многие выступают против. А каково лично ваше мнение? Ведь из ваших слов можно сделать вывод, что как Роспотребнадзор скажет, так и будет…

ОЖ В Роспотребнадзоре работают разумные люди, и здоровье людей первично. Хотя, конечно, неполный зал – это нерентабельно для нас: мы будем в убытке, не заработаем внебюджетные деньги. А с другой стороны, мы понимаем, что с чего-то ведь надо начинать все равно. Если мы будем ждать, когда все закончится, то можем так и до зимы просидеть…

ОР Я прочитала интервью А.А. Шалашова, директора Московской филармонии, который говорит о том, что такая рассадка создаст у зрителя ощущение тревоги, психологическое давление, которое может  его отпугнуть.

ОЖ Он абсолютно прав, я вообще думаю, что в ближайшее время решение пойти в театр или в концертный зал для зрителя будет непростым. Знаете, недавно Баварская опера открыла продажи на следующий сезон, и проданным оказалось рекордно низкое количество билетов. Все думали, что, наоборот, возникнет ажиотаж. Но нет! И я уверена, что сейчас не то чтобы предстоит борьба за зрителя, но нам надо будет зрителю терпеливо объяснять, что у нас безопасно. Конечно, у нас будут стоять санитайзеры, а в Большом зале работает современная система вентиляции, которая сразу обеззараживает воздух.  Но одно дело – прийти на концерт на открытой площадке, где можно отойти в сторонку, устроиться психологически комфортно. И совсем другое – закрытый зал. Ведь, как бы мы ни рассаживали зрителей, у нас есть общественные зоны: входная группа, гардеробы, туалеты, где всегда скопление людей. Мы продумываем сейчас, как обеспечить там социальную дистанцию, но понимаем, что фактически сделать это будет сложно.

ОР И все-таки у вас перед другими есть определенный карт-бланш: зал-трансформер, в котором нетрудно организовать любую рассадку.

ОЖ Да, помимо этого, мы можем принимать большие коллективы, потому что у нас огромная сцена-трансформер. Опустили первые пять рядов партера – и спокойно можем посадить большой состав оркестра на социальной дистанции, если это будет необходимо. Нельзя же все время организовывать только камерные или сольные концерты.  А что будут делать наши большие симфонические оркестры? В отличие от других, мы можем, наверное, больше себе позволить: у нас достаточное количество гримерок, чтобы вольготно рассадить музыкантов. Мы все время говорим о зрителях, но есть еще и безопасность артистов.

ОР У зала «Зарядье» есть еще одно преимущество: расположенная рядом открытая площадка. Может быть, там уже летом что-то начнется?

ОЖ Да, уже 2 июля мы проведем сольный концерт Дениса Мацуева, мы обсуждали его давно, и сейчас нам дали разрешение. Мы очень надеемся, что там будут зрители: возможно, человек 500 пустят в парк «Зарядье».

ОР Многие руководители филармоний, концертных залов говорят о том, что, по крайней мере, в начале сезона, в первое время после его открытия, упадут гонорары артистов, в том числе именитых – просто потому, что привычные деньги выплачивать будет невозможно. Как вы можете это прокомментировать?

ОЖ Это вопрос философский. Мы все находимся в одной лодке и должны  прийти к компромиссу, чтобы никто не был обижен, потому что гонорары зависят от наших кассовых сборов. А если нам дадут возможность продавать только 50 процентов или 30 процентов зала? Тогда, если музыканты будут настаивать на своих привычных гонорарах, вообще бессмысленно будет проводить что-либо. Но я думаю, что мы все решим, потому что наши артисты все понимают. Просто не надо категоричности, нужно прописать компромиссную историю. Я думаю, основные трудности будут только первое время. Самое главное, чтобы зритель пришел в зал.

ОР Когда вы планируете открыть продажи? Вы же знаете, что хотя бы месяца за три до начала сезона надо бы…

ОЖ Мы их сейчас просто приостановили, поскольку ждем условий и протокола работы театров и концертных залов от Роспотребнадзора, который обещает в ближайшие неделю-две его нам дать. Мы не можем досидеть до конца августа, а в сентябре открыть сезон. В этом случае мы просто не успеем ничего спланировать и потеряем первые месяцы. Поэтому профессиональное сообщество и ратует, чтобы решение было сейчас, в июне.

ОР А какого числа вы откроете сезон?

ОЖ Пока точно не знаю. В зависимости от решений властей, или в начале, или в середине сентября. И у нас есть несколько вариантов его открытия.

Филипп Селиванов: <br>В Геликоне возможно все! Персона

Филипп Селиванов:
В Геликоне возможно все!

Марко Никодиевич: <br>Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем Персона

Марко Никодиевич:
Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем

В своем творчестве композитор Марко Никодиевич с легкостью соединяет акустические инструменты и электронику, симфонический оркестр и эстетику техно.

Олег Пайбердин: <br>За качество отвечаю Персона

Олег Пайбердин:
За качество отвечаю

Один из лучших российских коллективов, исполняющих современную музыку, ансамбль «Галерея актуальной музыки» празднует десятилетие.

Владимир Юровский: <br>Мы руководствовались принципом «спасать» композиторские имена Персона

Владимир Юровский:
Мы руководствовались принципом «спасать» композиторские имена

Сегодня в Московской филармонии открывается фестиваль актуальной музыки «Другое пространство».