Они были первыми События

Они были первыми

В Екатеринбурге уже в седьмой раз прошел фестиваль «Безумные дни»

Это первый и единственный в нашей стране трехдневный концертный марафон классической музыки. Кажется, что формат неизменен: короткие, по 45-50 минут, концерты с утра до вечера нон-стоп, несколько площадок в шаговой доступности (на этот раз восемь), немыслимо дешевые билеты: почти на все концерты по 200 рублей, только на заключительный гала – 500.

Тем не менее кое-что изменилось. Прежде всего, по вполне понятным причинам не удалось сохранить международный статус проекта. Свердловской филармонии в этом году, чтобы провести «Дни», пришлось опереться на собственные, российские, силы. Отец-основатель «Безумных дней» француз Рене Мартен, обычно лично составлявший программу, на этот раз ничем не смог помочь российским организаторам. И все же лично благословил проведение фестиваля в Екатеринбурге, прислав своим давним друзьям и коллегам видеоприветствие. Более того, одобрил одну из предложенных ими тем – «Первые романтики», под которыми подразумевалась четверка самых-самых: Шуман – Шопен –Лист – Мендельсон, хотя репертуарная палитра фестиваля была, конечно, намного шире: от ранней европейской музыки до современного екатеринбургского композитора Ольги Викторовой. Да и жанровый диапазон значителен: помимо разнообразной классики – симфонической, хоровой, камерной – фолк, джаз, кроссовер, фламенко и много чего еще. Впечатляют и цифры: сто концертов, пятьсот музыкантов, девять оркестров, двадцать пять ансамблей из Москвы, Новосибирска, Уфы, Екатеринбурга и других городов России. Ну и главное – 99 процентов проданных билетов, 36 000 слушателей – и все это за три дня!

Александр Рудин

Впрочем, цифры цифрами, но важнее контент. И вот тут, должна признать, меня порадовали не только концерты звезд с популярными романтическими произведениями, но и редкости, которые предложил, например, камерный оркестр Musica Viva с Александром Рудиным. Имею в виду «Восточные картины» Шумана – Шесть экспромтов для фортепиано в четыре руки, которые играл еще Рихтер с Людмилой Берлинской. Но в переложении для оркестра это настоящий эксклюзив. Вообще, история невероятно интересная: цикл написан по рассказам Фридриха Рюккерта «Превращения Абу-Саида», в основу которых легли плутовские новеллы («макамы») арабского писателя ХII века Аль-Харири. Их герой, как пишет сам Шуман, – некий прообраз немецкого плута и балагура Тиля Уленшпигеля. Вот и Абу-Саид – вроде бы поэт и ученый – оказывается на самом деле обаятельным жуликом. Удивительно, но ничего восточного в музыке «Картин» нет, но уж таковы впечатления композитора «по прочтении…».

Юрий Фаворин и Дмитрий Лисс

Порадовал публику эксклюзивами и Юрий Фаворин, сыгравший два из трех томов цикла Листа «Годы странствий», чего почти никто из пианистов не делает – вещи трудные и при этом неравноценные (а вообще, Юрий играет цикл целиком и даже выпустил недавно тройной альбом на фирме «Мелодия»). На закрытии пианист поделился с публикой еще одной диковинкой – редко исполняемой ранней пьесой все того же Листа «Проклятие» для фортепиано и струнных. Вообще, в Екатеринбурге я думала о том, что Листа в обычной концертной практике, пожалуй, не хватает. Тут же его было в избытке. Дмитрий Лисс со своим оркестром УАФО сыграл несколько симфонических поэм венгерского романтика: «Орфей», «Тассо. Жалоба и триумф» и, конечно, знаменитые «Прелюды».

Или вот, например, ансамбль ранней музыки Insula Magica («Волшебный остров») – семеро выпускников Новосибирской консерватории, вокалисты и инструменталисты, основавшие свой коллектив 40 лет назад. Две их программы – настоящая экзотика: в первой исполнили музыку XIV–XV веков, во второй – XVI–XVII веков, в том числе – баллады и гальярды таких композиторов, как английский король Генрих VIII и отец великого физика и астронома Галилео Галилея Винченцо. Но интерес вызвал не только уникальный репертуар, но и невероятная роскошь инструментов эпохи Средневековья и Возрождения: лютни, колесная лира, клавицимбалум, готическая арфа, виола да гамба, барочная гитара, гусли, блокфлейты, старинные ударные. В основном это точные копии исторических инструментов, выполненные по заказу новосибирцев, либо сделанные ими собственноручно.

Стоит ли говорить, что на концертах были аншлаги, люди приходили семьями, иногда с очень маленькими детьми, которые, кстати, прекрасно засыпали под эту музыку. Она действительно чудесная, почти целебная, и слушать ее надо совершенно иначе, не по-современному, лучше в полной тишине – считает руководитель ансамбля Аркадий Бурханов. «Сейчас мы привыкли к многочисленным шумам, а эта музыка звучала во времена, когда никаких кондиционеров не было». И, кстати, в Камерном театре, где проходил один из концертов, Аркадий попросил выключить кондиционеры. Администрация пошла навстречу.

Вообще, атмосфера доброжелательности, если хотите, даже любви –  сообразно романтической теме – пронизывала весь фестиваль. Билетеры и капельдинеры были милостивы к опоздавшим: не ругали, а наоборот, радушно встречали, пристраивали на какие-нибудь места или находили стульчик (ох, как же не хватает этого в столице!). Или вот еще история: в первый же день я потеряла конверт с билетами – к счастью, подписанный. Позвонила в Дом музыки, где была на концерте, и первое, что услышала в трубке: «Ваша фамилия Русанова? Приходите, мы нашли ваш конверт».

И я радостно побежала на все запланированные концерты – а их было немало, как и в расписании многих других слушателей. Мне кажется, если сверху посмотреть на «Безумные дни», думаю, получится нечто похожее на муравейник. Потоки людей с целыми веерами билетов в руках двигались кто куда: одни из филармонии в Дом музыки или Зал Маклецкого, в ТЮЗ или Камерный театр, другие – в противоположном направлении. Иногда было даже трудно пробиться сквозь толпу… Ажиотаж понятен: разве можно пропустить выступление таких «зубров», как пианисты Екатерина Мечетина, Константин Емельянов, Юрий Фаворин, Рэм Урасин, русско-японская органистка Хироко Иноуэ? Или Уральский филармонический оркестр с Дмитрием Лиссом, Молодежный оркестр с новым шефом Дмитрием Филатовым…

К сожалению, не все артисты смогли добраться до Екатеринбурга, хотя и были заявлены в афише. По состоянию здоровья была вынуждена отказаться от поездки Анна Генюшене, только что получившая серебряную медаль Конкурса Вана Клиберна. Спасибо Якову Кацнельсону, что заменил ее. Не услышали мы и работающего сейчас буквально на износ, переигравшего руку скрипача Гайка Казазяна. Очень жаль, и остается лишь пожелать ребятам выздоровления.

Екатерина Мечетина

Зато все прибывшие артисты моментально включались в водоворот всеобщего «муравейника», играя по два, а то и три концерта в день. С энтузиазмом отнеслась к новому для нее формату дебютантка «Безумных дней» Екатерина Мечетина, между тем ее расписание было более чем плотным. Например, в день закрытия 3 июля в 12.45 в Большом зале филармонии Екатерина сыграла Первый концерт Листа (с УАФО и Дмитрием Лиссом). Буквально через 3 часа – дала сольный концерт  (24 прелюдии Шопена), уже в Камерном филармоническом зале, а вечером на закрытии, снова с УАФО и Лиссом, исполнила еще и финал Второго концерта Шопена. И говорит, даже не устала!

Кстати, закрытие проходило в Саду Вайнера – это новая открытая концертная площадка, прямо за зданием филармонии, вмещающая полторы тысячи человек.  Концерты здесь проводились поздним вечером как своеобразный итог каждого дня. Площадка символичная: здесь и в дореволюционное и в советское время звучала музыка, здесь выступали Утесов и Вертинский. И именно на этом месте будет новый концертный зал Свердловской филармонии, первый большой акустический зал в регионе, дорогой, имиджевый проект для Свердловской области. К сожалению, ему все время что-то мешает: то пандемия, то санкции (конкурс, как  известно, выиграло знаменитое британское бюро Zaha Hadid Architects, но как теперь будет выглядеть сотрудничество, возможно ли оно в принципе, не берется сказать никто). И все же хочется верить, что зал здесь возникнет, хотя и не скоро – по самым оптимистичным прогнозам не раньше, чем через пять лет. Дай бог! Свердловская филармония и тысячи ее зрителей-слушателей этого достойны.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»