Опера-поиск События

Опера-поиск

Российская премьера оперы Кайи Саариахо «Любовь издалека» прошла в театре «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге

Популярность финского композитора Кайи Саариахо начала набирать обороты еще в конце 1980-х, а в 2000 году достигла пика с премьерой оперы «Любовь издалека» на Зальцбургском фестивале. Впервые за этот материал взялся режиссер Питер Селларс. После Зальцбурга оперу показали в нескольких европейских театрах, а в нью-йоркской Метрополитен-опере ее поставил Робер Лепаж. До России «Любовь издалека» добралась только к 2021 году.

В своей опере Саариахо не идет по пути новаторства, а органично смешивает опыт разных эпох. Уже в первом вокальном номере появляются интонации средневековых напевов – отголоски эпохи, в которой разворачивается сюжет. В основу либретто легла история любви трубадура Жофре Рюделя к триполитанской графине Клеманс. Об ее существовании герой узнает от Пилигрима, который путешествует по морю между Аквитанией и восточными берегами. Чтобы встретиться с возлюбленной, трубадур отправляется в плавание. В море он заболевает и, добравшись до Триполи, умирает.

В опере эта история, подернутая патиной старины, начинает играть новыми красками, она приобретает захватывающий драматический накал и тонкий психологизм. Такой материал требует от солистов безусловной эмоциональной отдачи и бойцовской выдержки. Этот вызов отважно приняли вокалисты уральского театра, одолев два с лишним часа французского текста. По сути, спектакль вытягивают на себе три человека – в премьерном составе это Анна Перхурова, Елена Бирюзова и Алексей Семенищев.

Анна Перхурова в партии Клеманс

Справляться с музыкальными сложностями им помогает оркестр под управлением Константина Чудовского. В оркестровую фактуру Саариахо вплетает символические волнообразные формы: морская стихия связывает судьбы Жофре и Клеманс и в то же время несет смерть главному герою. Теплые тембры струнных противопоставляются холодным перезвонам ударных и леденящему звучанию флейт. Оркестр как будто подсказывает, что речь идет о двух разных чувствах: любви земной, полной страстей и страданий, и любви божественной, смиренной и не требующей взаимности. Щемящее чувство томления, которым герои болеют на протяжении всей оперы, должно исчезнуть после смерти трубадура. Этим подтверждается недостижимость истинной земной любви. И в этом отличие оперы «Любовь издалека» от «Тристана», с которым ее справедливо сравнивают.  Если в сочинении Вагнера герои стремятся в мир иной, чтобы обрести счастье, то здесь все завершается победой божественной любви: Клеманс, преодолев боль утраты, хочет стать монахиней и посвятить свою жизнь служению Господу.

«Любовь издалека» – опера о мучительном поиске идеала. Такой материал приглашает к погружению, неспешному исследованию, он не требует большого количества визуальных образов и активного действия на сцене. Тот накал, которым пропитана эта опера, имеет отношение скорее к сфере внутренних переживаний: гораздо интереснее наблюдать за солистами, а не разглядывать декорации и следить за бесконечными перемещениями хористов. Поэтому semi-stage екатеринбургского театра пока смотрится тяжеловато.

В любом случае идея взяться за оперу Саариахо – смелая. Материал – коварный, хоть и кажется поначалу доступным. Но тем интереснее искать к нему подход. К тому же в России с современными зарубежными операми редко хотят иметь дело. Зато в екатеринбургском театре таких постановок уже несколько: «Любовь издалека» стала третьей после «Сатьяграхи» Филипа Гласса и «Трех сестер» Петера Этвёша. И, кажется, руководство «Урал Оперы Балета» не собирается на этом останавливаться.

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».