Опера в объятиях ленивца События

Опера в объятиях ленивца

Украшенные золотом и лепниной, роскошные, но вполне традиционные театральные залы в теплое время года уступают место всевозможным форматам очень модного сейчас жанра open air (можно сказать – и опера на пленэре), а в холодное – представлениям в фойе и даже в цехах, где делают декорации.

На калужской целине

Тем не менее освоение оперной целины продолжается. Нынешним летом ее пополнил «широко известный в узких кругах» и существующий уже более десяти лет «с подачи» известного художника Николая Полисского арт-парк (между прочим, самый большой в Европе!) Никола-­Ленивец, в котором каждое лето проходит фестиваль «Архстояние», приютивший этим летом пришедших в него в виде лаборатории КоOPERAция композиторов.

Цель проекта, по мнению его создателей, – вовлечение молодых авторов в сферу музыкального театра, создание и продюсирование новых оперных сочинений, исследование границ оперного жанра и законов современного музыкального театра через анализ актуальных проблем театрального процесса. А если попроще – постараться понять, как и «из какого сора, не ведая стыда» растут оперы. В том числе и те, которые со временем становятся символами времени. Как тут не вспомнить «я прочел египетский сценарий…» Верди и вступительную тему «Кольца нибелунга», приснившуюся Вагнеру?

А вот и третий!

В минувшем году лаборатория опиралась только на композиторов и либреттистов, лучше сказать – драматургов. В этом году опор стало три – добавились режиссеры. А еще от древних греков известно, что треножник – самая устойчивая из конструкций.

То, что «возгорится» на этих треножниках «Архстояния» летом будущего года, было представлено на нынешнем, пока только в качестве намерений и пожеланий. Наброски будут продемонстрированы в начале декабря на Малой сцене Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Прогнозы, как известно, дело самое последнее, и, по справедливости, к любой новой, неизвестной опере должно изначально относиться как к «Аиде» или «Пиковой даме», пока она не докажет обратного. И все же некоторых соображений не высказать априори просто нельзя. С одной стороны, понятно, что привычную классическую оперу в «интерьерах» Никола-Ленивца не очень сыграешь. С другой, предварительные заявки, по крайней мере, в том виде, в каком они были представлены, навели на мысль (дай Бог ошибиться!), что далеко не все композиторы в полной мере понимают, что опера, как говорил Борис Александрович Покровский, – это драма, написанная музыкой. Все остальное, в том числе и разнообразнейшие формы самовыражения сколь угодно талантливых композиторов, оперой считаться не могут и не будут. Ораторией, мюзиклом, музыкально-сценическим представлением – да называйте как хотите. Но не оперой.

Озеро, шишки и марсоход

В этом смысле если не самыми перспективными, то самыми традиционными выглядели планы композитора Дмитрия Бученкова, драматурга Андрея Иванова и режиссера Елизаветы Бондарь: они решили использовать недавний сюжет о спасении таиландских школьников из затопленной пещеры. По мнению автора либретто, драматургия оперы будет основана на непосредственных переживаниях попавших в беду, реакции остального мира на происшедшее и на стремительно формирующейся вокруг этих событий мифологии.

Совсем нетрадиционного, можно даже сказать, доселе небывалого героя выведут на сцену композитор Николай Попов, драматург Татьяна Рахманова и постановщик Алексей Смирнов. Главный герой их оперы находится очень-очень далеко – аж на Марсе. Это тот самый знаменитый марсоход Curiosity, который уже много лет работает на поверхности красной планеты. Этот сюжет вызвал у присутствовавших на презентации наибольшее количество вопросов.

На каком языке будет изъясняться данный персонаж – имеется в виду какой-то из человеческих языков или один из языков программирования? В каких отношениях он будет находиться с теми, кто им управляет с Земли? Сам автор музыки заметил, что в своей партитуре он постарается объединить последние достижения электронной музыки и компьютерных технологий в необычных полиэкранных условиях.

Впрочем, по сравнению с тем, что делают композитор Артем Пысь, драматург Евгения Беркович и режиссер Юрий Квятковский, героический марсоход, вполне возможно, покажется героем вполне традиционным. Их история посвящена трем героям, каждый из которых увлекается… компьютерными ботами. «Опера соединит в себе социальные, религиозные и даже гендерные вопросы», – по­обещала Евгения Беркович.

Некоторые авторы исходят из той натуры, на которой их произведения будут представлены, – то есть арт-парка Никола-Ленивец и его окрестностей. Например, композитор Адриан Мокану (Украина), драматург Дана Жанэ и режиссер Ася Чащинская хотят сделать героем своей оперы-мистерии озеро, точнее, пруд, в котором отражаются герои. «Ты был в воде, где я тебя видел…», а вода меняется каждое мгновение, и вместе с ней меняется герой. Или… не меняется? Разумеется, речь идет о водоеме, находящемся в Никола-­Ленивце! При постановке оперы обязательно будет использовано его зеркало.

Предметом эксперимента может стать не только собственно музыкальная ткань спектакля, но и его формат, о чем весьма недвусмысленно говорили немецкий композитор Оле Хюбнер, киевский драматург Кира Малинина и российский режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова. Структуру своего будущего спектакля они определили как «слоистую», что даст возможность сюжету всякий раз по-новому разворачиваться перед зрителем. Скажем больше: режиссер посулила будущим зрителям уникальный «спектакль-трансформер», где каждый новый показ будет не похож на предыдущий.

Но не озером единым жив Никола-Ленивец! Есть на его дальней периферии особенно любимый разношерстной публикой экспонат. Или объект. Называется он Павильоном Шишек (создан десять лет назад на самой дальней окраине арт-парка известным голландским архитектором Адрианом Гёйзе). Павильон без крыши представляет собой прямоугольник, стены сделаны из металлических сеток с заполнителем из сосновых шишек. Внутри растут «родные» сосны, а пол также устлан шишками, которые придают правильным формам объекта ощущение ирреальности. Подсвечиваемые солнцем, вкупе с растущими внутри соснами, они меняют не только привычную оптику и запах воздуха, но и создают совершенно уникальную акустику.

Именно она и вдохновила польского композитора Александру Каца, драматурга Екатерину Бондаренко и режиссера Сергея Морозова. Творческая группа, очевидно, пока представляет себе будущее произведение в самых общих чертах (что относится и к остальным «тройкам!); проблематику будущей оперы они определяют как подлинность, время и старение.

Все это, безусловно, очень необычно и очень интересно. Жаль только, что собственно драматургия, служащая непременной частью оперного представления, отчетливо просматривается едва ли в половине будущих заявок. Впрочем, не стоит торопить события. Предстоящий декабрьский показ в формате work-in-progress даст, без сомнения, гораздо большее представление о характере будущих спектаклей.

Как тут не вспомнить еще один известный случай из истории музыки, когда один очень знаменитый впоследствии композитор, не имея возможности приехать в театр лично, играл его директору фрагменты из своего будущего произведения… по телефону. «По-моему, это вообще не музыка!», – обалдело сказал директор своему собеседнику. Композитором, напомню, был Франц Легар, а «не-музыкой» – «Веселая вдова». Так что, при всех сомнениях, не стоит спешить со скоропалительными оценками.

Композитор Адриан Мокану, режиссер Ася Чащинская и драматург Дана Жанэ
Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»