Операция “Возвращение” События

Операция “Возвращение”

«Дон Кихот» в хореографии Рудольфа Нуреева на сцене МАМТ претендует на «Золотую Маску»

И в этом заключается главная интрига: спектакль, не отличающийся новизной прочтения и фактически представляющий перенос постановки Парижской национальной оперы сорокалетней давности, номинирован как «лучший балетный спектакль» российской национальной премии. В частной номинации отмечена Оксана Кардаш за роль Китри.

Однако не стоит спешить с выводами. Постановка одной из лучших хореографических работ знаменитого «невозвращенца» СССР на сцене Московского музыкального театра имениК.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко имеет гриф «впервые в России», и уже одно это обеспечивает ей статус события.

Сегодня тот факт, что балеты Нуреева никогда не шли в нашей стране, может вызвать удивление. В Мариинском театре, где легендарный танцовщик начинал большой путь в 1958 году, а в 1989-м танцевал один из последних своих спектаклей («Сильфиду»), на постановку его редакций в силу разных причин не решились. Не отважились и в Уфе, несмотря на то, что город гордо несет звание исторической родины: здесь имя Рудольфа Нуреева присвоено улице, хореографическому училищу, а с недавних пор и балетной труппе Башкирского театра оперы и балета, на сцене которого танцовщик исполнил свои первые партии; здесь функционирует единственный в мире его «именной» музей; здесь с легкой руки Юрия Григоровича возник и проводится нуреевский фестиваль, конкурируя с одноименным казанским.

В Москве имя Нуреева скандально прогремело пару лет назад в связи с автобиографическим балетом Кирилла Серебренникова с музыкой Ильи Демуцкого и хореографией Юрия Посохова. Спектакль собрал главные в своем разделе золотомасочные награды и стал поводом для длительной и жаркой полемики, в центре которой оказались персоны двух отступников – Нуреева и Серебренникова.

В подобном ассоциативном ряду свежая постановка «Дон Кихота» на сцене МАМТ может восприниматься и вполне метафорически – как еще один шаг возвращения имени великого изгнанника, в данном случае – возвращения имени Нуреева-хореографа.

Инициатором постановки выступил художественный руководитель балетной труппы МАМТ француз Лоран Илер, для которого имя Нуреева – судьбоносно. В 1985 году, в возрасте 23 лет, он был возведен Рудольфом Нуреевым, занимавшим тогда пост художественного руководителя балета Парижской оперы, в ранг этуали. Одной этой строчки биографии мсье Илера достаточно, чтобы понять пиетет, который он питал и питает к своему руководителю, наставнику, кумиру.

Работа МАМТ по реконструкции парижского «Дон Кихота» своей тщательностью напоминает спецоперацию. Скрупулезно воссоздана хореография, которую Нуреев сочинял, опираясь на нетленные версии Мариуса Петипа и Александра Горского. Соратницей Лорана Илера в этом выступила его давняя партнерша по парижским спектаклям, а ныне педагог-репетитор Изабель Герен (когда-то именно ее выбрал Нуреев на роль Китри). Детально восстановлены кажущиеся сегодня вызывающе-роскошными декорации и костюмы Николаса Георгиадиса – единомышленника и сотворца Нуреева по целому ряду спектаклей (возобновление – Ольга Медведева и Светлана Лехт). Получено разрешение на исполнение музыкальной партитуры Людвига Минкуса в оркестровке Джона Ланчбери, созданной специально по заказу Нуреева.

А что же спектакль? Удалось ли театру не только кропотливо собрать детали хореографического раритета, но и вдохнуть в него ту зажигательную иронию, тот азарт игры с традицией, которые транслирует «Дон Кихот» Нуреева? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить спектакль МАМТ с культовым фильмом-балетом с Рудольфом Нуреевым в главной роли. Переиграть Нуреева невозможно: он, как огонь, горит сам и зажигает все (и всех) вокруг. Понимая всю сложность, Лоран Илер формулирует свою задачу с поистине французским тактом: «Я очень рад представить “Дон Кихота” в постановке Рудольфа Нуреева русской публике, которая его еще не видела. Для меня это не только дань уважения выдающемуся артисту, но и возможность познакомить балетную труппу театра с новой манерой и техникой танца, сделать вместе с ней еще один шаг вперед».

Можно добавить, что это шаг вперед и для российского зрителя. Шаг навстречу Нурееву.

Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

На тихом морском берегу События

На тихом морском берегу

Владимир Юровский приурочил фестиваль к 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского

Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского