В лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоОPERAция» появилось новое направление. Его главными участниками стали дети: они смотрели, обсуждали и даже сами писали оперы.
Оперные спектакли редко когда рассчитаны на детей. Где-то слишком радикальные режиссерские решения – маленьким зрителям туда нельзя, где-то все настолько скучно и традиционно, что уж лучше пренебречь возрастными ограничениями и сходить на режоперу. В Москве, конечно, успешно функционирует Театр имени Наталии Сац, специализирующийся на постановках для детей, однако там не предполагается обратной связи с новыми слушателями, от них требуется только четкое следование правилам этикета, что в целом неплохо, но вряд ли может по-настоящему увлечь многих ребят.
Кураторы лаборатории «КоОPERAция» режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталия Сурнина нашли другой подход к детскому музыкальному театру: они сделали юных зрителей непосредственными участниками и создателями спектаклей. В «КоОPERAция – дети» ребята выступали как драматурги. В тандеме с ними работали взрослые и профессиональные композиторы: Татьяна Шатковская, Анна Михайлова, Игорь Яковенко и Дмитрий Мазуров. Для полноценного погружения в оперную кухню организаторы также запустили образовательную программу, в ходе которой участники могли заниматься с отличной командой наставников.
С детьми взаимодействовали не только российские специалисты, но и европейцы. По приглашению «КоОPERAции» в Москву с лекциями и мастер-классами приехали композитор Пьеранджело Вальтинони, один из самых востребованных современных авторов, и художественный руководитель Die Wiener Taschenoper Герхард Динстбир. Организаторы выстроили программу таким образом, что ребята не оказывались пассивными участниками, а вели полноценный диалог со взрослыми. Дети активно задавали вопросы лекторам, сами высказывали разные точки зрения по сложным темам. Юные либреттисты бойко и уверенно презентовали свои идеи новых опер.
Кроме того, в «Зарядье» показали «Путешествие “Голубой стрелы”» – полную версию оперы композитора Игоря Холопова и драматургов Марии Огневой и Артема Золотарёва, которая создавалась в рамках лаборатории два года назад. Спектакль получился semi-stage (из-за особенностей зала), однако остроумные находки режиссера Екатерины Василёвой и художника Софьи Кобозевой – ростовые куклы, кочующий по залу поезд – сделали его не просто концертным исполнением произведения, а полноценно театральным.
В начале июня закончилась начальная часть детской лаборатории, по окончании которой команды драматургов и композиторов показали четыре эскиза спектаклей. Итогом всего проекта станет постановка новых опер в декабре на Камерной сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Пока созданы только наброски, но уже по ним можно сказать, что зрителей ждут триллеры и хорроры о конфликтах поколений, монстрах и переселении душ.
Совсем по-другому выглядели эскизы «Baby opera» – еще одного направления проекта, в котором команды профессиональных композиторов, драматургов, режиссеров и художников рассказывали об идеях опер для самых маленьких слушателей (от 1 до 3 лет). Многие эскизы напоминали притчи: были истории об устройстве вселенной, жизненном цикле. В общем, интересно на таких операх будет не только малышам, но и их родителям. Две работы – их было больше, отбор проводило детское жюри – поставят в декабре в МАМТ вместе с другими новыми произведениями.