Оратория Александра Чайковского «К солнцу» прозвучит в Москве впервые после 40-летнего перерыва

20.03.2023
Оратория Александра Чайковского «К солнцу» прозвучит в Москве впервые после 40-летнего перерыва

Впервые после 40-летнего перерыва в Москве прозвучит оратория Александра Чайковского «К солнцу». Сочинение написано на стихи Фёдора Тютчева и посвящено маэстро Валерию Гергиеву, который неоднократно исполнял ораторию в 1980-е. В 2021 году оратория прозвучала в Мариинском театре, а теперь симфонический оркестр и хор театра представят ее в Зале Чайковского. Также в программу вошла Симфония №2 Сергея Рахманинова, она станет частью юбилейной афиши к 150-летию со дня рождения композитора.

Оратория Александра Чайковского «К солнцу» была написана в 1983 году, тогда же она первый раз прозвучала в Москве на фестивале «Московская осень». Поэзия Фёдора Тютчева очень увлекала композитора, который много изучал его творчество и посещал тютчевские места. В отличие от общепринятой точки зрения на Тютчева как на мастера камерного, лирического жанра, Чайковский считает его фигурой колоссального масштаба, по силе ничуть не уступающей Лермонтову или Пушкину. Для того, чтобы передать этот образ в своей оратории, композитор привлек большие исполнительские силы — четверной состав оркестра, хор и два солиста (тенор и баритон).

«Тютчева я всегда очень любил, — рассказывает А. В. Чайковский, — а тогда много о нем читал, ездил по тютчевским местам. Это фигура трагическая. И хотя “Умом Россию не понять” постоянно на слуху, уверен, что он до сих пор недооценен. Говоря о великих поэтах, мы называем Пушкина, Лермонтова, а дальше одни назовут Тютчева, другие Некрасова и сразу перейдут к Блоку, Ахматовой, Есенину и так далее. Хотя Тютчев нисколько им не уступает, даже если и написал меньше, поскольку все время служил, будучи чиновником высокого ранга. Но стихи для меня стоят наравне с музыкой Баха или Гайдна, они потрясающие и по мысли, и по ясности идеи, которую он умел выразить даже в одном четверостишии».

Александр Чайковский: Современная музыка – огромный котел, в котором все перемешано

Хотя в 1980-е Чайковского критиковали за то, что он нарушил интимность тютчевской поэзии, оратория имела большой успех, она исполнялась не только в СССР, но также в ГДР и Чехословакии. В Братиславе она звучала в исполнении Словацкого филармонического оркестра и хора под управлением Валерия Гергиева. В мае 2021 года дирижер вернулся к этой партитуре с Симфоническим оркестром и хором Мариинского театра. Теперь она вновь звучит в Москве — впервые за 40 лет. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Мигран Агаджанян и Владимир Мороз.

Первое отделение программы посвящено 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Прозвучит Симфония №2 — сочинение, премьера которого состоялась под управлением автора в Мариинском театре в январе 1908 года. Тот вечер стал подлинным триумфом Рахманинова-симфониста: «Симфония роскошна богатством деталей, — писали критики, — своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца», а о 35-летнем композиторе говорили как об «артисте с уди­вительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением».