Орган как центр мироздания События

Орган как центр мироздания

В Концертном зале «Зарядье» состоялась инаугурация нового органа

Это было самое необычное открытие «короля инструментов», в формате шоу с использованием современных мульти­медийных технологий. В течение 24 часов 24 органиста играли Баха, музыку композиторов-­романтиков, сочинения XX века, включая российских композиторов, а также различные транскрипции – от «Полета Валькирий» Вагнера, «Вальса цветов» Чайковского до саундтреков из «Гарри Поттера». К участию были приглашены Гуннар Иденстам (Швеция), Оливье Латри, Тьерри Эскеш и Жан-­Батист Робин (Франция), Бернар Фоккруль (Бельгия), Даниэль Бекманн и Винфрид Бёниг (Германия), Шин Ян Ли (Корея), Томас Троттер (Великобритания), Натан Лаубе и Мелоди Мишель (США), Хироко Иноуэ (Япония – Россия), Мария Мохова (Германия – Россия), главный органист «Зарядья» Лада Лабзина и солисты российских филармоний: Любовь Шишханова, Владимир Хомяков, Даниэль Зарецкий, Тимур Халиуллин, Мансур Юсупов, Алексей Шмитов, Сергей Черепанов, Александр Князев, Рубин Абдуллин, Тарас Багинец.

В соцсетях опубликовано немало видео и комментариев, фиксирующих, как все проходило. На своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) художественный руководитель Московского театра «Геликон-­опера» Дмитрий Бертман писал: «Заканчиваются уникальные сутки в Москве, уникальные на планете! Инаугурация самого большого в Москве и одного из самых больших в мире органа! 24 часа в фантастическом зале “Зарядье”, построенном Москвой, играет Царь-инструмент. Лучшие органисты мира, искусство которых, чтобы послушать, надо исколесить всю Европу и Америку. Сегодня они все в нашем красивейшем городе!!! Такое ощущение, что все органы мира замолчали сегодня во имя мощности и важности звучания в Москве! Орган французской знаменитой фирмы Mühleisen! Каждый час новый органист – звезда! Великолепная режиссура Даниэле Финци Паски!

Публика 24 часа идет очередью в зал, ее встречают и проводят через таинственные коридоры, где гиды рассказывают про таинственный и божественный инструмент! И потом мы проходим в невероятнуюреальность, где царит странный галактический свет, музыка, воздух и красивейшие трубы! Напившись этой красотой, мы выходим в ухоженное фойе, и понимаем, что этот зал стал необходимостью и в нем живет талант и любовь к музыке!

Невероятное событие! Я хочу поблагодарить Мэра и всех, кто подарил такой зал, и такие возможности, и такой инструмент нашей столице! В эти сутки у всех, кто это видел и слышал, думаю, даже у самых скептиков, возникло чувство настоящего патриотизма! Я хочу особо поблагодарить и сказать слова, наполненные самыми искренними чувствами Ольге Жуковой! Как талантливо и с каким чувством любви сделано это историческое событие, а ведь мог бы быть просто вечерний органный концерт».

Патрик Арманд

Напомним, что в «Зарядье» установлен орган фирмы Mühleisen, диспозицию которого разрабатывал французский органный мастер Даниэль Керн. Благодаря ему у органа «Зарядья» отчетливый французский прононс. Предполагалось, что он также осуществит интонировку – процедуру, от которой зависит характер звучания каждого регистра и ансамбля в целом, но мастер трагически погиб в августе 2019 года. И окончательный монтаж и настройку завершали сотрудники Mühleisen во главе с генеральным директором Патриком Армандом. Как уточняется в официальной справке зала, «в органе установлены 5872 трубы: 135 на фасаде и 5737 в органной нише, частично спрятанной от зрителя стеной, частично – непроницаемой шторой. Ниша представляет собой четырехэтажное помещение, на каждом ярусе которого находится по нескольку десятков регистров – рядов труб – от малых (для высоких нот) до больших, звучащих на низких тонах. Всего в органе 85 регистров». В диспозиции очевиден «французский акцент», что проявляется во многих нюансах. Например, набор регистров третьего мануала Rècit типичен для органов Аристида Кавайе-­Колля: флейтовая пирамида с передуванием (harmonique), язычковый сольный голос «фагот-­гобой» (basson-­hautbois), батарея громких духовых bombarde 16’, trompette 8’, clairon 4’ на главном (первом) мануале, горизонтальные трубы «шамады» – на четвертом мануале и многое другое.

«Линии консоли повторяют линии зала, материал, который использовался для нее, – это ясень, светлый и теплый», – говорит господин Патрик Арманд. – Деревянные трубы выполнены из разных пород древесины: бука, красного кедра, сосны, ели и палисандра». А волнообразные линии фасада навеяны холмами парка «Зарядье».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»