Оркестр handmade События

Оркестр handmade

Новый оркестр Теодора Курентзиса выступил в венском Konzerthaus

Можно ли собрать со всего мира ярких молодых музыкантов и объединить их в первоклассный симфонический оркестр? Положительный ответ на этот вопрос дает новый проект Теодора Курентзиса Utopia – концерты нового оркестра прошли в венском Konzerthaus в рамках первого европейского турне.

Новый оркестр Utopia – это проектный формат, который был задуман еще несколько лет назад. 116 музыкантов из 30 стран (Италия, Германия, Греция, США, Россия, Украина, Беларусь, Австралия, Чили, Китай, Румыния, Израиль, Турция, Япония, Казахстан и т.д.) собрались этой осенью для первого турне по четырем европейским городам с программой из сочинений Стравинского и Равеля. Проект финансирован из различных европейских фондов, половину бюджета взял на себя австрийский культурный фонд DM (Дитрих Матешиц – создатель и совладелец компании Red Bull и телеканала Servus TV) – возможно, именно поэтому в Вене оркестр дал целых три концерта, которые прошли с блеском и триумфом.

Ажиотаж в австрийской прессе вокруг дебюта нового оркестра был связан прежде всего с именем его вдохновителя и художественного руководителя Теодора Курентзиса. Еще летом, в преддверии Зальцбургского фестиваля, в котором Курентзис принимал участие, в австрийском медиапространстве шли долгие дискуссии о так и не высказанной им публично позиции по отношению к военным действиям на Украине, о возможности и праве музыканта говорить только языком искусства и обо всем том комплексе морально-этических проблем, которые время порой ставит перед большим художником. А понимание того, что Курентзис является большим и ярким художником в немецкоязычных странах, высоко, как, пожалуй, нигде в Европе.

Амбициозность (и своего рода утопичность) нового проекта Теодора Курентзиса не только в том, что состав оркестра столь многонационален, но и в уровне исполнителей, собранных им в огромный симфонический коллектив: на одной сцене стоят состоявшиеся солисты, участники известных камерных ансамблей, музыканты, игравшие и играющие в лучших симфонических оркестрах. Только беглым взглядом из зала удалось разглядеть Никиту Борисоглебского, Мириам Пранди, а за роялем – Александра Мельникова, выступавшего в этом году в Зальцбурге (это почти как в старом анекдоте: не знаю, кто там в машине, но за рулем у него сам Брежнев). Парад ярких индивидуальностей, объединенных общей музыкальной идеей.

Специальным подарком Вене был единственный камерный концерт, который участники оркестра дали на сцене Konzerthaus. Собранная в единую музыкальную мозаику программа из сочинений ХХ века (не считая открывшей концерт Bride song Алексея Ретинского, написанной в 2020 году для кинофильма «Медея») предоставила отличную возможность оценить уровень мастерства отдельных музыкантов и их увлеченность совместным музицированием. Программа концерта мерцает и переливается разными тембральными и стилистическими красками: здесь и феерическое трио для ударных Ксенакиса, и экспрессивное виолончельное соло Лигети (прекрасное выступление Ибая Чена), и мастерски выверенные по балансу и стилю ансамбли Равеля и Стравинского.

Не обходится, естественно, и без любимого Курентзисом сценического шаманства: музыканты выходят на сцену в полной темноте, между сочинениями не образуется швов – пока доигрывает один состав, освещенный таинственным светом, на другом конце сцены в темноте уже потихоньку встает следующий (почти все музыканты не в обуви, а в мягких носочках). На Bride song Алексея Ретинского Курентзис ведет музыкантов за собой, а затем дирижирует только одним сочинением – «Интродукцией и Аллегро» Мориса Равеля. Все остальное время маэстро проводит на скамеечке у стены, предоставив подиум музыкантам. Также за дирижерский пульт встают Федор Рудин (который является ассистентом Курентзиса на этом проекте) и Джузеппе Менголи. Этот камерный концерт – чистая музыкальная радость, физически ощутимая как в зале, так и на сцене.

 

В двух других венских концертах оркестр Utopia повторил одну и ту же программу: симфонические сюиты «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Дафнис и Хлоя» и хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля. И если в навыке ярких музыкантов соединяться в камерной программе сомнений не было, то главной загадкой оставалась, конечно, возможность их объединения  в единый симфонический организм.

Курентзис выбирает позднюю и самую масштабную авторскую версию «Жар-птицы» 1945 года, и оркестр упоенно погружается во все живописные красоты и изобретательную звукоизобразительность партитуры. Для слушателя это возможность насладиться не только музыкой Стравинского, но и ювелирной выделкой всех вычленяемых ухом соло – каждого драгоценного приобретения нового оркестра. Возможно, в отдельных местах это любование кажется слишком подробным, но все этой с лихвой искупается в вихревых частях сюиты – оркестр высекает из Стравинского то самое электричество, о котором когда-то писал в связи с композитором его друг Жан Кокто.

В сюите Равеля «Дафнис и Хлоя» еще больше заметна общность дыхания, гладь гомогенного оркестрового полотна, которое вздымается лавинными тутти. Интересно, что для первого турне своего нового проекта Курентзис выбирает произведения, не только связанные принадлежностью к «Русским сезонам» – одному из самых фантастических явлений в истории музыки, – но и символизирующие прекрасно-утопические корни самого маэстро: русская народная сказка Стравинского и «Греция моих фантазий» Равеля.

Финальная поэма «Вальс» Равеля, оммаж блестящему венскому вальсу XIX столетия, начинается словно из другого времени, как воспоминание о себе самом, и лишь постепенно оркестр набирает обороты колоссального маховика, предрекающего грядущую катастрофу. И, словно бы основной программы концерта не хватило для восторгов и оваций венской публики, на бис оркестр исполнил еще и Болеро Равеля. Мастерски избегая срывов и преждевременных кульминаций, дирижер вместе с оркестром превращает Болеро в пролонгированный любовный акт, который заканчивается ожидаемым экстазом зрительного зала.

На аплодисментах оркестранты радуются и обнимаются прямо на сцене. Следующее турне оркестра запланировано на июнь 2023 года с Третьей симфонией Малера. Во времена сбывающихся антиутопий еще сильнее хочется верить в успех утопических проектов.

Признание в любви События

Признание в любви

В Петербургской филармонии завершился фестиваль «Площадь Искусств»

Секрет счастья Дениса Мацуева События

Секрет счастья Дениса Мацуева

В Оренбурге презентовали новый симфонический оркестр

Излучающие радость События

Излучающие радость

Состоялась III Конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза

Добро побеждает зло События

Добро побеждает зло

«Кащея» Римского-Корсакова спели на Фестивале имени С.К. Горковенко