События

Оркестр в кармане

В Малом зале Московской консерватории выступил «Русский гитарный квартет»

Оркестр в кармане

Коллектив существует с 2012 года, и за эти 6 лет стал заметным игроком на музыкальной карте России. В его активе – участие в Международном фестивале современной музыки «Московская осень», фестивале-конкурсе гитаристов «Tabula rasa» в Москве, фестивалях в Донецке, Белгороде, Калуге… В составе квартета четыре профессиональных музыканта: Юрий Алешников, Наталья Родионова, Владимир Иванников, Анна Иноземцева. За свою творческую карьеру исполнители завоевали уже более пятидесяти наград на престижных международных конкурсах и фестивалях.

«Каждое их выступление отличается богатством красок, нюансов, свежестью художественных решений и глубиной творческих переживаний – это всегда событие, всегда открытие нового художественного пространства на горизонте российской гитарной школы!», – такая высокая оценка коллектива принадлежит арт-директору Международного фестиваля-конкурса исполнителей на классической гитаре «Tabula rasa» Сергею Матохину.

Гитара у широкой публики ассоциируется с жанром бардовской песни, поэтому поиск своего репертуара стал важной задачей квартета, с которой, как показало их выступление в Малом зале консерватории, они вполне успешно справились. Известная фраза Бетховена – «гитара – это оркестр в кармане», кажется, могла бы стать девизом музыкантов.

На концерте в МЗК: Владимир Иванников, Анна Иноземцева, Наталья Родионова, Юрий Алешников

Интересной и очень убедительной иллюстрацией к данному тезису венского классика стал «Симфонический концерт для квартета гитар».

Богатство красок, фантазия и искусные аранжировки – вот чем запомнилась эта необычная программа. Изначально, взглянув на анонс, было довольно сложно представить себе, как в гитарном переложении прозвучат, к примеру, знаменитые «Половецкие пляски».

Сравнивать такое звучание с оркестром, разумеется, не нужно и даже невозможно: это совершенно другой уровень богатства тембрового содержания, творимого, прежде всего, широкой палитрой технических возможностей, умением всеми остальными средствами выразительности добиться появления многогранных контрастов и оттенков от одного единственного инструмента.

В упомянутых «Половецких пляс­ках» захватывает экспрессия, эффектно выстроенные нарастания и спады – динамические и темповые. Мы не слышим и не должны слышать в гитарном переложении оркестр, представляя себе, как темы в известных произведениях проводит тот или иной инструмент. Мастерства музыкантов хватает преодолеть эту грань и дать слушателю даже нечто большее.

Симфонические полотна мгновенно превращаются в камерные, а миниатюры для сольного инструмента, наоборот, фактурно преображаются и расцвечиваются. В обоих случаях нам предоставляется возможность не только буквально поближе рассмотреть тонкости замысла композитора и его воплощения, но и услышать произведения совершенно в новых обликах, ничему не противоречащих и очень органичных.

Каждый из участников «Русского гитарного квартета» – настоящий виртуоз, поэтому все поставленные художественные задачи решаются без ощутимых проблем. А задачи музыканты ставят и немало: на вечере МЗК стилистически выдержанно и по-классичному «правильно» прозвучали Бранденбургский концерт № 3 Баха и Дуэт «Quando corpus morietur» из кантаты «Stabat mater» Перголези, ярко и образно гитаристы представили «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и пьесы из цикла «Времена года» Чайковского. Квартет много и охотно играет современную музыку, часто заказывая оригинальные сочинения для своего состава. Для показа XX века избрали квартет французского мультиинструменталиста Матиаса Дюплесси, абсолютно попав в цель. Пряная, наперченная джазовыми ритмами музыка, немного напоминающая саундтрек, что и понятно – Дюплесси много пишет для кино, – стала хорошим завершением этого концерта.

Конечно, в России не один единственный подобный ансамбль, тем не менее, мы все же вправе говорить об определенной уникальности «Русского гитарного квартета»; как о коллективе с европейским качеством музицирования, обладающем богатым репертуаром и ценными, нетривиальными переложениями и аранжировками; как о коллективе, справедливо претендующем стать одним из брендов национального искусства.

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича