ОРКиКО <br> СУП <br> ГЕОМЕТРИЯ Релизы

ОРКиКО
СУП
ГЕОМЕТРИЯ

Первый человек, у которого довелось увидеть этот альбом, его… нюхал! Удивление прошло быстро – все книголюбы знают магию запаха типографской краски недавно вышедшего тома. Альбом выпущен как хорошая книга. В него включены напечатанные на хорошей бумаге стихи лидера ОРКиКО Дмитрия Озерского, автора текстов группы «АукцЫон», и два CD. Серия, в которой вышло издание, – «Голос поэта» –  соответствует романтичному и позитивному настроению альбома. Можно сказать, даже литературоцентричному. Озерский – удивительный поэт, его стихи соединяют фантасмагорию и детскую непосредственность, они психоделичны и романтичны одновременно. При этом проект позиционируется как рок-авангардный.

Группа ОРКиКО сложилась, когда Андреас Третнер – переводчик Пелевина и Сорокина, работавший над переложением на немецкий стихов Озерского из детской книги «Там, где…», позвал Дмитрия почитать свои произведения вслух, чтобы поймать их дух и ритм. Поэт, играющий в «АукцЫоне» на клавишных и на трубе, позвал других музыкантов «Ы» – саксофониста Николая Рубанова и тубиста Михаила Коловского – подыграть во время чтения. Получилось цельное и тонкое выступление, образовалось трио, к которому со временем присоединились гитарист Николай Бичан и перкуссионист Олег Шарр.

В том, что делает группа, нет ничего резкого и злого, хотя духовые бывают неспокойны. Рубанов с Коловским срываются в фри-импровизации, но получается разговор о чем-то большем, появляется ощущение большой поэзии – музыка помогает стихам. Постоянная краска – ирония, среди ее носителей и художник Артур Молев, создатель психоделичных иллюстраций, включенных в книгу. Показателен трек «Гордость», когда высокопарная читка банальностей Озерским сопровождается выкриками, странными звуками, которые издает Рубанов. Эта импровизация a cappella оттеняет, подчеркивает словесные обороты. Удивительна светлая и печальная вещь «Мы уходим…». Запомнились волшебные образы – «Солнечный волк», «Луна упала на песок…». Трудно пропустить апокалиптический трек «Вороны». Особая тема – композиции «Мотыльки» и «Пропал», уже ставшие альтернативными хитами в исполнении «АукцЫона» и Леонида Фёдорова. Но то, что делает Озерский, не обмен с группой взаимными кавер-версиями – это разные энергетически произведения, сделанные в близкой эстетике. Конкуренции в этой области нет, проекты заняли параллельные, но разные ниши.

Стиль, в котором работает ОРКиКО, можно определить как фри-мелодекламация. Она позволяет подпевать, интонировать, точно расставлять акценты, выделять смыслы. Этот жанр, кажется, может существовать лишь при фоновом, подчиненном тексту сопровождении. Но музыканты «Ы» не стесняются бурных инструментальных высказываний, а голос Озерского словно и не замечает этого, не форсируется, его отлично слышно. Это свидетельствует и о чуткости импровизаторов, и о продуманности вроде бы спонтанных аранжировок. Альбом же в результате предметно показывает, зачем нужны сайд-проекты и как интересно и красиво может развиваться рок-авангард.