ОСЕННЯЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ! События

ОСЕННЯЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!

«Евгений Онегин» на сцене Канадской оперы

Три вещи совпали в тот прекрасный вечер в Торонто: полыхающие краски канадской золотой осени, хорошо известная любовь Пушкина к этому времени года и возобновление постановки известного канадского режиссера Роберта Карсена оперы Чайковского «Евгений Онегин». Деревьями, разодетыми в желтый, красный и оранжевый цвета, которые так роднят русскую и канадскую осень, можно было любоваться из огромных окон Four Seasons Centrе for the Performing Arts, и эти же цвета выбрал сценограф Майкл Ливайн для спектакля, созданного ровно двадцать лет назад для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Спустя десять лет после премьеры версия Карсена была возобновлена на той же сцене с участием Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг и еще годом позже показана в Канадской опере. Ныне этот «Онегин» вновь на сцене театра в Торонто, и кажется, что его очарование вечно. Нет уже на свете всеми оплакиваемого Хворостовского, и Рене Флеминг не занята в этом возобновлении, а чудо продолжает жить.

Карсен в полном согласии с автором декораций и костюмов Майклом Ливайном не делает особого акцента на внешнем облике происходящего. Глубоко человечная и трогательная история не нуждается в пышном оформлении и тщательно разработанных деталях. Ливайн не воздвиг на сцене ни деревенского дома Лариных, ни роскошного петербургского салона. «Сад, укромный и тенистый», – да, есть, и он попросту ласкает внимательный взор: несколько стволов деревьев, щедро опавшая листва. «Прекрасная пора! Очей очарованье!» – перефразируем Пушкина. И такими живыми предстают крестьяне, пришедшие поприветствовать добрую барыню.

Вторая картина и вовсе аскетична – девичья кроватка и стол со свечой. Прелестная деталь: няня появляется из-под пола, значит, комнатка воспылавшей любовью Татьяны находится под крышей, словно гнездо певчей птички. Ливайн часто оперирует пустотой, которую Карсен заполняет тонко и скупо выписанными мизансценами. Ледяная проповедь Онегина звучит в пустоте, Татьяна слушает ее, склонив головку (наверное, точно так же она склоняла головку, когда впервые увидела своего «соблазнителя») и упав на колени в золотую опавшую листву. Легко представить, как подает ей руку Онегин в конце арии – с безупречной воспитанностью и максимальным равнодушием.

Минимален антураж в сцене деревенского бала, простодушие провинциальной среды выражено посредством разноцветных платьев прекрасных дам с широченными юбками. Снова пустота в сцене дуэли. После смерти Ленского восходит огромное ослепительное солнце. Онегин стоит неподвижно, словно неживой, и вот уже вышедшие на сцену слуги в камзолах и чулках под звуки полонеза готовят его к петербургскому балу, приносят элегантное платье, надевают на «не сумевшего себя найти» бальные башмаки и перчатки. Словно и не прошло нескольких лет с момента убийства на поединке друга.

Почти пуста роскошная зала, где шумит петербургский бал. Музыка экосеза звучит в почти невозможно быстром темпе, и под нее проносятся пары, одетые в темные платья. Цветовая гамма их нарядов, лихорадочный темп танца предвещают печальное завершение третьей любовной истории.

Подлинным соавтором режиссера и сценографа является художник по свету Жан Кальман, создающий атмосферу значимую и всегда поэтическую. Жизненный путь персонажей обрисован посредством световых эффектов.

В нынешнем возобновлении «Евгения Онегина» занят преимущественно молодой состав певцов, который одерживает победу не только в «борьбе» с вокальным письмом Чайковского, но и с русским произношением. Тридцатилетний баритон Гордон Бинтнер обладает необходимой для роли Онегина physique du rôle и предстает не только умным, ироничным и безупречно элегантным, но и способным обрисовать почти невероятную эволюцию персонажа. Голос Бинтнера звучен, с красивым светлым оттенком, вокальная линия выразительна, произношение скульптурно. Джойс Эль-Хури воистину великолепная чистая, трогательная Татьяна. Канадское сопрано кажется созданной для воплощения роли прекрасной русской девушки. Она нежна, скромна и поэтична, двигается с неподдельной грацией, и даже в том, как она склоняет голову или падает на колени, чувствуется красота ее души. Пение Эль-Хури не уступает ее таланту интерпретатора; голос певицы ровный, крепкий, отлично летящий в зал, и она владеет всеми тонкостями вокальной декламации.

Тенор Джозеф Кайзер в партии Ленского весьма отличается от юного поэта, каким его привыкли видеть русские любители оперы; вместо красивого юноши с падающими на плечи темными кудрями публика видит не слишком привлекательного мужчину неопределенного возраста, весьма неуклюжего и чуть ли не на грани карикатуры. Тенор Кайзера звучит уверенно на всем диапазоне, русское произношение порой вызывает улыбку. Но в сцене бала певец вовсе не смешон, ариозо «В вашем доме» звучит проникновенно и драматично, а исполнение прославленной арии «Куда, куда вы удалились» подлинно прекрасно.

Вардуи Абрамян, обладательница красивого низкого голоса, очень естественна и раскованна в партии Ольги. Олег Цыбулько (князь Гремин) создает персонаж, полный благородства, и подстать его актерской интерпретации его красивый ровный вокал.

Дополняют квинтет солистов Хелен Шнейдерман – Ларина, Маргарет Латтимор – няня Филиппьевна, Кристоф Мортань – месье Трике, Джоэл Эллисон – Зарецкий, Сэмюэл Чан – Ротный.

Йоханнес Дебус во главе оркестра Canadian Opera Company демонстрирует неподдельную любовь к партитуре Чайковского. Музыканты играют слаженно и динамично, струнная группа пленяет отличным legato, многочисленные соло духовых инструментов звучат чисто и проникновенно.

Представителям западной культуры трудно понять тонкое страдание, которое часто испытывают герои великой русской литературы и их оперные двойники, кажется, без очевидных причин.  Только двум западным художникам удалось проникнуть в тайну русской души, и оба они – представители крайне далеких от России культур. Джон Крэнко из Южной Африки, создатель балета «Онегин», и Роберт Карсен, из Канады.

«Голубой огонек» на «Рассвете» События

«Голубой огонек» на «Рассвете»

Музыканты проекта «Притяжение» устроили веселые проводы Старого Нового года

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка События

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка

16 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы, народной артистки СССР Людмилы Семеняка

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера События

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера

В Концертном зале имени П.И.Чайковского открылся Первый Международный фестиваль имени А.Н.Скрябина

Гармония противоречий События

Гармония противоречий

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Скрябина