Осколки одной жизни События

Осколки одной жизни

В Доме Радио открылась резиденция композитора Кирилла Архипова

Петербургский Дом Радио – постоянное место притяжения композиторов и режиссеров, хореографов и художников. С момента открытия его резидентами стали композиторы Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, Алексей Сюмак. В 2023 году к ним присоединился Кирилл Архипов и уже успел опробовать себя в роли лектора и соавтора постановок «Дом 2/27», «Вечернее собрание Марины Цветаевой», «Посвящение Ивану Голлю», спектакля «Мистерия про это». Официально же резиденция композитора открылась исполнением песенного цикла «Обрыв ли овраг ли цветущий луг» (были планы исполнения в марте этого года, но из-за трагических событий в московском «Крокусе» концерт был перенесен на конец ноября).

В новом старом пространстве Дома Радио (теперь – Невский, 62) царил старый новый романтизм. Песенный цикл, созданный Кириллом Архиповым, одновременно уходил корнями прямиком в век Шуберта и Гейне и открывал новые грани личного высказывания, во многом благодаря расширению жанра путем привлечения других видов искусства.

В названии цикла – строка из стихотворения Инги Кузнецовой, входящего в поэтический сборник «Летяжесть». Два из шести текстов, избранных композитором, – ее же пера. Перед концертом раздаются программки, в них – стихотворения цикла. Пять из них принадлежат русским авторам XX–XXI веков, одно, четвертое, – немецкому. Это стихотворение – известный по песне Шуберта «Двойник» Генриха Гейне. Приводимое в сборном, «коллажном» переводе трех поэтов (Тюменев – Блок – Анненский), оно будто осовременивается, приобретает черты верлибра и тем самым гармонично вписывается в ряд текстов современных русских авторов. Единственное подлинно романтическое сочинение в концерте, оно содержит идею двоичности, оказавшуюся важной для Кирилла Архипова. Эта идея отражается на составе музыкантов: партитура включает два женских голоса, два терменвокса, два ударных и пару баян – аккордеон (последние два инструмента, к слову, явно в тренде у современных композиторов).

В оформлении сценического пространства – вечные атрибуты романтизма: ночь, природа, лес, буря. Кирилл Архипов вводит в музыкальный романтический код еще одну составляющую – ветер. Рождаясь из мехов баяна и аккордеона, ветер лейтмотивом проходит сквозь партитуру. Когда слова не находятся, за тебя говорит природа. Ветер выступает как символ.

Кстати, о символизме. Вспоминается невольно и Блок, и не только в связи с переводом Гейне. Визуальный ряд содержит и ночь, и улицу, и фонарь – с ним в руках сам композитор единожды перформативно пересекает пространство сцены. Аптека в концепцию не вписывается, романтизм – неизлечим. «Потому что у нас нет будущего», – исступленно повторяет одна героиня (Ирина Михайлова) в черном облачении: платье со шлейфом, вуаль и перчатки до локтя; в полутьме сцены она – как «статуя без рук» (отсылка на строчку из третьего стихотворения цикла). «Пространство во всех направлениях», – вторит ей другая (Анастасия Шуманова), как капля воды похожая на первую. Обе – словно блоковские Незнакомки, такие знакомые и такие далекие.

Темы – сугубо романтические и при этом вечные. Любовь. Одиночество. Одиночество в любви и любовь в одиночестве. «Черная меланхолия» и отчуждение. В текстах они даются от первого лица, в музыке – от двух лиц, быть может, это две грани одного «я», а может, родственные души, существующие параллельно, но не узнающие друг друга. «Эта история не является диалогом, но представляет параллельные сценарии, осколки одной жизни», – говорит о замысле сам композитор.

Происходящее на сцене сначала протекает в рамках положенного: музыканты за пультами, внимание направлено на дирижера (Евгений Воробьев). Но вот певицы выходят на авансцену, и действо вслед за ними выходит за рамки концерта. Пространство расширяется. И песни написаны в расширенной технике: от непосредственно песенности остаются отголоски в виде распевов-вставок. Остальное – шепот, речитация, звукоподражания, театральная декламация, выкрики.

 

Терменвоксы, как эхо, отражают человеческие голоса, но не отзвуком, а усиленным звучанием, они «докрикивают» недосказанное. Ударные (сюда входит даже гонг) подчеркивают моменты аффектации. Аккордеон и баян отстраненно сливаются в органном звучании. А затем вдруг – темнота и тишина. И вот смена кадра – оба музыканта на авансцене дремлют в креслах-качалках, и все должно быть по-домашнему уютно, но из мехов инструментов на их коленях вновь рождается ветер странствий. Романтический герой не может спать спокойно.

Последняя песня, на стихотворение «Погребены» Ольги Потаповой, неспокойная, едкая и саркастическая – текст официального содержания не может сложиться в единое целое, разбивается на фразы и слоги – рождается в известной уже тишине и темноте и в ней же растворяется. На сей раз продолжение не следует, музыканты и композитор выходят на поклон. А где-то там, в подсознании, все еще слышен ветер. И не знаешь, куда он тебя занесет в следующий раз, в обрыв ли, в овраг ли, на цветущий луг или на новую премьеру Кирилла Архипова?..

Сердце театра забилось на Волге События

Сердце театра забилось на Волге

Лауреатов национальной премии «Музыкальное сердце театра» 2024 года объявили в Самаре

Драгоценный орешек События

Драгоценный орешек

Названы имена победителей XXV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»

Духи и волны События

Духи и волны

Оркестр и хор musicAeterna выступили в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца

Глинкинские торжества на берегах Волги События

Глинкинские торжества на берегах Волги

В Нижнем Новгороде отметили 220-летие со дня рождения М.И. Глинки