Остров радостных открытий События

Остров радостных открытий

Борис Березовский и Московская филармония онлайн представили публике новые таланты

Зал имени Чайковского, единственный сейчас работающий в Московской филармонии, и то лишь в онлайн-режиме, предоставил в рамках проекта “Домашний сезон” сцену трем ярким пианистам. Это знаменитый на весь мир Борис Березовский и только начинающие (притом очень по-разному) свой путь к большой аудитории Варвара Мягкова и Карина Тер-Газарян. Обеих, заметим, привел в прославленные стены именно Борис.

Начало Борис Вадимович логичным образом взял на себя. Для затравки исполнил в сольном варианте Рапсодию в тонах блюз Гершвина – вещь, которую в последнее время часто и с куражом играет, особенно на выступлениях, адресованных не вполне филармонической публике (слышал ее, например, на милой артистической вечеринке «В городе Калягинске» в театре Et Cetera). Тут успех обеспечен, даже если проскользнет с десяток неточных нот – музыка, на которой лежит отпечаток джаза и свинга, не так «обидчива» на текстовые вольности…

А вот «Остров радости» Дебюсси – по-настоящему ответственная музыкантская работа, полная контрастов, вместе с тем увлекшая единым эмоциональным порывом, суть которого – самые разные оттенки света, блеска, ликования. Вообще мой совет – если видите в афише, You Tube, где угодно имена Дебюсси и Равеля рядом с фамилией Березовского – без колебаний идите ногами ли, кликом: это точно будет остров радости, уже без всяких кавычек.

Дальше начались настоящие открытия. Имя Варвары Мягковой я впервые узнал совсем недавно, наткнувшись на ролик с ее выступлением в небольшой московской галерее в октябре прошлого года. Индивидуальность прочтения музыки – прежде всего баховской – поразила. Как могло случиться, что пианистка с таким «лица необщим выраженье», отнюдь не вчера закончившая Московскую консерваторию (у Ксении Кнорре), до сих пор не пробилась к большой сцене?

Тогда же появились и некоторые подозрения. Показалось, что контакт с аудиторией не так важен или не очень дается Варваре, и этот герметизм лишал ее психологического драйва, без которого никакая серьезная карьера невозможна.

Варвара Мягкова: В мечтах я вижу себя в разных ролях

Но ролики Варвары попались не только мне: их увидел Березовский, оценил степень дарования и взялся помогать коллеге. Первый шаг на новом витке биографии – недавний концерт в Малом зале «Зарядья», удостоившийся внимания новостных программ главных телеканалов. Но вслед – незадача: отмена публичных мероприятий в Москве… Потеря, однако, неожиданно обернулась приобретением: не думаю, что всего лишь через пять недель после того фактического дебюта Варвара получила бы аудиторию в сотни тысяч человек, если бы не нынешний онлайн-проект Московской филармонии.

Начала пианистка с музыки своего главного союзника Баха. Семь маленьких прелюдий продемонстрировали поразительное чувство стиля, который и современен, и пропитан ароматом XVIII века. Чего стоит один только «лютневый регистр» фортепиано в первой из сыгранных пьес – как нашла Варвара эту краску из арсенала субтильных старинных клавесинов на роскошном «Стейнвее», который по мощи рядом с историческими инструментами – все равно что «Бентли» рядом с каретой. Или – как удалось совместить в шестой пьесе почти импрессионистическую педаль с заостренной полифонической графикой, без которой Бах немыслим?

И вот – гвоздь программы: восемь прелюдий (из 24-частного цикла) Всеволода Задерацкого, самобытного композитора, музыку которого мы только в последние годы стали слышать на эстрадах прежде всего стараниями его сына и тезки, известного историка музыки и просветителя. Задерацкий (кстати, и незаурядный прозаик) прожил жизнь, достойную романа. Воевал на фронтах Первой мировой войны, затем в армии Деникина. Ученик Танеева и Ипполитова-Иванова, автор оперы «Валенсианская вдова», симфонии «Фундамент» и нескольких камерных симфоний, оратории «Зоя» на стихи Маргариты Алигер и «Поэмы о русском солдате» по Александру Твардовскому, фортепианных циклов, сами названия которых интригуют: «Микробы лирики», «Фарфоровые чашки»… А цикл «24 прелюдии и фуги», написанный в 1937-39 годах во время заключения в Севвостлаге на обрывках папиросных коробок, стал первым образцом барочного жанра, возрожденного в ХХ веке, еще до Хиндемита и Шостаковича.

Стиль Задерацкого, бесспорно, являет параллели с Прокофьевым (ля-минорная пьеса-скерцо), Шостаковичем (ре-минорный «кукольный» галоп), Рахманиновым (ля-мажорная пейзажная зарисовка), Дебюсси (ми-бемоль мажорная токката-скерцо), даже Мусоргским… Хотя причудливые «колокола-хорал» в седьмой пьесе, напомнившей часть «Картинок с выставки» De mortuis in lingua mortua, я так и не смог отнести к какой-либо тональности, настолько ее язык авангарден, да и все остальные семь пьес говорят о громадной щедрости тематического, гармонического воображения автора.

Правда, самый финал своего выступления, «Лунный свет» Дебюсси, исполнительница, показалось, смазала: перебрала с жирностью звука в начале, а кульминацию, наоборот, проскочила, не дав прочувствовать ее красоту… Видимо, предыдущая часть программы потребовала слишком большого сосредоточения, на общеизвестную и технически совсем несложную пьесу его не хватило…

Вот здесь вернусь к впечатлению от первого ролика Варвары, к тому «лица необщему выраженью», которое не всегда служит исполнительнице добрую службу. Играя, она погружается в музыку словно в омут, бескомпромиссно забывая, что ее не только слушают, но и смотрят. На мой вкус операторы концерта совершили ошибку, постоянно показывая крупным планом лицо Вари, ее жующие, страдающие, дергающиеся губы, мотающуюся голову. Мне было бы куда интереснее наблюдать за контактом ее рук с клавишами, ног с педалями, а вот постоянное нервическое «прожевывание» музыки, в том числе той, что совершенно не нуждается в подобном мимическом пережиме (наоборот, к ней бы подойти с легкой, летящей душой) – страшно мешало. Конечно, зритель может закрыть глаза, но тогда зачем исполнителю выходить в живой зал или под видеокамеры?

Ну, и радостный итог вечера, совсем как в финале какой-нибудь классической симфонии. Ученица Березовского в 5 классе Гнесинской 11-летки очаровательная, трогательная, лиричная, сверхэнергичная Карина Тер-Газарян показала себя не только виртуозом, скажем, в Токкате Хачатуряна, но и эмоционально чутким артистом, способным выстроить сложную форму насыщенной страстями и контрастами пьесы – знаменитого Адажио из «Спартака» Хачатуряна.

Бисовые пьесы Грига, чудесное Yesterday Маккартни, сыгранное втроем, а еще интеллигентный, доверительный комментарий звездной теле- и радиоведущей, красавицы и умницы Ирины Тушинцевой довершили эту прививку тепла и доброты, так нужную всегда, а сегодня особенно.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»