Осударева дорога События

Осударева дорога

В Капелле Санкт-Петербурга воспели Петра Первого

Большая программа состояла сплошь из премьер, вошедших в проект с красивым названием «Край, разбуженный Петром». Придумала его руководитель Карельской филармонии Ирина Устинова, получила поддержку Министерства культуры РФ и обратилась к современным композиторам с предложением создать произведения  к 350-летию Петра Первого, который, к слову, много сделал для карельского края: создал город Петрозаводск, основал лечебный курорт «Марциальные воды», способствовал развитию литейного дела…

Обо всем этом рассказывали программы – камерные, оркестровые, театрализованные композиции. Их посмотрели прежде всего жители Карелии, а вот центральное событие – мировую премьеру симфонии «Осударева дорога», специально написанную нашим мэтром Александром Чайковским, – решили провести в еще одном значимом для героя проекта месте – в городе на Неве. Сюда, в зал Капеллы, приехали Симфонический оркестр и Мужской камерный хор Карельской филармонии, а для усиления художественного эффекта пригласили соседей – Мужской хор Вологодской филармонии (руководитель – Михаил Гоголин).

Главному событию в концерте предшествовала хоровая увертюра, также составленная из произведений в честь Петра Первого и Карелии. Мужской камерный хор в Петрозаводске создан совсем недавно, в 2020 году, но по слаженности звучания и сложности репертуара ничуть не уступает коллегам с давней историей. Петербургский автор Сергей Екимов создал оригинальную хоровую сюиту, посвященную основателю его родного города. Объединяющей идеей стала поэзия русских поэтов XVIII–XX веков, которые воспели и величие царевых дел (Александр Сумароков, Алексей Апухтин, Петр Вяземский), и его крутой нрав (Арсений Тарковский). Дыханием Севера и Ладоги были овеяны опусы его коллег Владислава Панченко, Евгения Сергеева и московского автора Антона Вискова. В этих партитурах было немало колористических моментов, яркой, почти театральной, зримости, жанровой характеристичности – раздолье для исполнителей и удачная возможность показать себя в разных по языку композициях. Публика оценила и мастерство авторов (трое из них присутствовали в зале), и музыкантскую тонкость воплощения хора под управлением Алексея Умнова.

«Мы регулярно взаимодействуем с нашими карельскими композиторами, – рассказала Ирина Устинова. – У нас сильный Союз композиторов, и все крупные сочинения для симфонического оркестра мы исполняем. Не так давно состоялась премьера Второго фортепианного концерта Геннадия Вавилова. Несколько лет назад филармония выиграла грант по приграничному сотрудничеству, и мы, аналогично нынешнему проекту, предложили трем российским композиторам написать “Карельскую сюиту”– каждому по одной части, примерно по 10-12 минут. Петербуржец Илья Кузнецов сочинил первый номер, “Мифы и легенды”, Павел Карманов в свойственной ему технике минимализма написал вторую часть – “Ночь на озере”, а автором финального “Северного сияния” стал Алексей Курбатов».

Наконец, наступил момент премьеры новой симфонии Александра Чайковского, уже восьмой по счету. Историческая тема – его конек, с далекими предками он не в первый раз ведет диалог и уверенно трансгрессирует во времени и пространстве, ведя за собой слушателей. Так и сейчас: он захватил внимание зала с первых же тактов, и интрига держалась до самого конца.

 

Изначальный образ глухой дикой Руси в тревожно-угрожающем звучании духовых  сменился кантиленной темой струнных, подсвеченной ударными, которым в партитуре отведена важнейшая роль. Фрусты, гуира, маракасы, ксилофон, колокола и многое иное – все это шелестело, щелкало, звенело, приковывая внимание публики. Тем более что исполнительница на этих инструментах священнодействовала, и, будучи в напряжении не пропустить свое вступление, буквально впивалась взглядом в дирижера Анатолия Рыбалко.

Маэстро цепко держал в руках свою музыкальную рать: по предложению автора, сводный хор расположился не на привычном месте за оркестром, а по левой стене прямо в зале. А дирижерский подиум превратился фактически в капитанский мостик: Рыбалко виртуозно руководил всеми вступлениями, не давая распасться ансамблю, и поддерживал градус эмоционального накала.

После развернутой оркестровой экспозиции, окончившейся бушующим накалом страстей (кому-то из зрителей почудились тут звуки боев Петра Первого со шведами), вступил хор. Тексты, подобранные из неоконченной «Истории Петра Первого» Пушкина, вызывали недвусмысленные ассоциации: «Судьи безграмотные, чиновники – плуты, нравы дикие», «оппозиция негодует», что государь построил Петербург, тайную канцелярию учредил… А затем разлилась широкая, не без романтического пафоса тема, где солировал (как и обещал автор) баян… В общем, симфония получилась и красочной в оркестровом плане, и злободневной, несмотря на то, что вроде бы повествовала о трехсотлетней давности событиях. Композитора вызывали на поклоны, и зал стоя аплодировал нашему современнику, воспевшему особенную стать России.

«Александр Владимирович Чайковский прислал нам партитуру в конце июня, – прокомментировала Ирина Устинова. – Я окончила консерваторию как музыковед, и, пролистав ноты, чтобы попытаться мысленно представить звучание музыки, поняла, что нас ждет масштабное музыкальное действо. После отпуска первая репетиция состоялась в сентябре, и мы сразу отправили автору кусочек видео. Самое главное – нам хотелось, чтобы композиторы создали музыку, которая останется с нами и мы ее будем неоднократно исполнять. Конечно, до момента премьеры всегда есть опасения, как воспримет новые произведения публика, насколько они полюбятся артистам. И я абсолютно счастлива, что слушатели с таким энтузиазмом приняли “Осудареву дорогу”, и у меня лично осталось прекрасное впечатление от тематических идей, потрясающей оркестровки, формы симфонии».

Окрыленные успехом, артисты Карельской филармонии отправились домой, чтобы уже жители Петрозаводска и Костомукши смогли услышать эти замечательные сочинения. А впереди – не менее грандиозные планы, 150-летие Сергея Рахманинова, в честь которого запланирован фестиваль с 31 марта по 7 апреля. В нем объединятся все творческие силы Петрозаводска. В городе, несмотря на то что количество жителей небольшое – около 270 тысяч человек, есть театр оперы и балета, консерватория, филармония с двумя оркестрами, училище, музыкальные школы. «Конечно, зачастую бывало так, что крупные даты каждый отмечал сепаратно, пытаясь перещеголять друг друга, – делится Ирина Устинова. – Но в этот раз мы решили действовать скоординированно, и будем позиционировать проект как большой республиканский фестиваль. Грядет масштабная рахманиновская неделя, куда будут вовлечены все музыкальные силы Карелии».

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском

Звуки из преисподней События

Звуки из преисподней

На фестивале «Другое пространство» прозвучали крупные симфонические премьеры

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье» События

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье»

Екатерина Воронцова и Варвара Мягкова представили совместную программу

Танцы в аду События

Танцы в аду

В Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера четырех балетов на музыку узников концлагерей