Осударева дорога События

Осударева дорога

В Капелле Санкт-Петербурга воспели Петра Первого

Большая программа состояла сплошь из премьер, вошедших в проект с красивым названием «Край, разбуженный Петром». Придумала его руководитель Карельской филармонии Ирина Устинова, получила поддержку Министерства культуры РФ и обратилась к современным композиторам с предложением создать произведения  к 350-летию Петра Первого, который, к слову, много сделал для карельского края: создал город Петрозаводск, основал лечебный курорт «Марциальные воды», способствовал развитию литейного дела…

Обо всем этом рассказывали программы – камерные, оркестровые, театрализованные композиции. Их посмотрели прежде всего жители Карелии, а вот центральное событие – мировую премьеру симфонии «Осударева дорога», специально написанную нашим мэтром Александром Чайковским, – решили провести в еще одном значимом для героя проекта месте – в городе на Неве. Сюда, в зал Капеллы, приехали Симфонический оркестр и Мужской камерный хор Карельской филармонии, а для усиления художественного эффекта пригласили соседей – Мужской хор Вологодской филармонии (руководитель – Михаил Гоголин).

Главному событию в концерте предшествовала хоровая увертюра, также составленная из произведений в честь Петра Первого и Карелии. Мужской камерный хор в Петрозаводске создан совсем недавно, в 2020 году, но по слаженности звучания и сложности репертуара ничуть не уступает коллегам с давней историей. Петербургский автор Сергей Екимов создал оригинальную хоровую сюиту, посвященную основателю его родного города. Объединяющей идеей стала поэзия русских поэтов XVIII–XX веков, которые воспели и величие царевых дел (Александр Сумароков, Алексей Апухтин, Петр Вяземский), и его крутой нрав (Арсений Тарковский). Дыханием Севера и Ладоги были овеяны опусы его коллег Владислава Панченко, Евгения Сергеева и московского автора Антона Вискова. В этих партитурах было немало колористических моментов, яркой, почти театральной, зримости, жанровой характеристичности – раздолье для исполнителей и удачная возможность показать себя в разных по языку композициях. Публика оценила и мастерство авторов (трое из них присутствовали в зале), и музыкантскую тонкость воплощения хора под управлением Алексея Умнова.

«Мы регулярно взаимодействуем с нашими карельскими композиторами, – рассказала Ирина Устинова. – У нас сильный Союз композиторов, и все крупные сочинения для симфонического оркестра мы исполняем. Не так давно состоялась премьера Второго фортепианного концерта Геннадия Вавилова. Несколько лет назад филармония выиграла грант по приграничному сотрудничеству, и мы, аналогично нынешнему проекту, предложили трем российским композиторам написать “Карельскую сюиту”– каждому по одной части, примерно по 10-12 минут. Петербуржец Илья Кузнецов сочинил первый номер, “Мифы и легенды”, Павел Карманов в свойственной ему технике минимализма написал вторую часть – “Ночь на озере”, а автором финального “Северного сияния” стал Алексей Курбатов».

Наконец, наступил момент премьеры новой симфонии Александра Чайковского, уже восьмой по счету. Историческая тема – его конек, с далекими предками он не в первый раз ведет диалог и уверенно трансгрессирует во времени и пространстве, ведя за собой слушателей. Так и сейчас: он захватил внимание зала с первых же тактов, и интрига держалась до самого конца.

 

Изначальный образ глухой дикой Руси в тревожно-угрожающем звучании духовых  сменился кантиленной темой струнных, подсвеченной ударными, которым в партитуре отведена важнейшая роль. Фрусты, гуира, маракасы, ксилофон, колокола и многое иное – все это шелестело, щелкало, звенело, приковывая внимание публики. Тем более что исполнительница на этих инструментах священнодействовала, и, будучи в напряжении не пропустить свое вступление, буквально впивалась взглядом в дирижера Анатолия Рыбалко.

Маэстро цепко держал в руках свою музыкальную рать: по предложению автора, сводный хор расположился не на привычном месте за оркестром, а по левой стене прямо в зале. А дирижерский подиум превратился фактически в капитанский мостик: Рыбалко виртуозно руководил всеми вступлениями, не давая распасться ансамблю, и поддерживал градус эмоционального накала.

После развернутой оркестровой экспозиции, окончившейся бушующим накалом страстей (кому-то из зрителей почудились тут звуки боев Петра Первого со шведами), вступил хор. Тексты, подобранные из неоконченной «Истории Петра Первого» Пушкина, вызывали недвусмысленные ассоциации: «Судьи безграмотные, чиновники – плуты, нравы дикие», «оппозиция негодует», что государь построил Петербург, тайную канцелярию учредил… А затем разлилась широкая, не без романтического пафоса тема, где солировал (как и обещал автор) баян… В общем, симфония получилась и красочной в оркестровом плане, и злободневной, несмотря на то, что вроде бы повествовала о трехсотлетней давности событиях. Композитора вызывали на поклоны, и зал стоя аплодировал нашему современнику, воспевшему особенную стать России.

«Александр Владимирович Чайковский прислал нам партитуру в конце июня, – прокомментировала Ирина Устинова. – Я окончила консерваторию как музыковед, и, пролистав ноты, чтобы попытаться мысленно представить звучание музыки, поняла, что нас ждет масштабное музыкальное действо. После отпуска первая репетиция состоялась в сентябре, и мы сразу отправили автору кусочек видео. Самое главное – нам хотелось, чтобы композиторы создали музыку, которая останется с нами и мы ее будем неоднократно исполнять. Конечно, до момента премьеры всегда есть опасения, как воспримет новые произведения публика, насколько они полюбятся артистам. И я абсолютно счастлива, что слушатели с таким энтузиазмом приняли “Осудареву дорогу”, и у меня лично осталось прекрасное впечатление от тематических идей, потрясающей оркестровки, формы симфонии».

Окрыленные успехом, артисты Карельской филармонии отправились домой, чтобы уже жители Петрозаводска и Костомукши смогли услышать эти замечательные сочинения. А впереди – не менее грандиозные планы, 150-летие Сергея Рахманинова, в честь которого запланирован фестиваль с 31 марта по 7 апреля. В нем объединятся все творческие силы Петрозаводска. В городе, несмотря на то что количество жителей небольшое – около 270 тысяч человек, есть театр оперы и балета, консерватория, филармония с двумя оркестрами, училище, музыкальные школы. «Конечно, зачастую бывало так, что крупные даты каждый отмечал сепаратно, пытаясь перещеголять друг друга, – делится Ирина Устинова. – Но в этот раз мы решили действовать скоординированно, и будем позиционировать проект как большой республиканский фестиваль. Грядет масштабная рахманиновская неделя, куда будут вовлечены все музыкальные силы Карелии».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди