Освежающая классика События

Освежающая классика

В Светлановском зале ММДМ оркестр «Виртуозы Москвы» открыл свой 43-й сезон

Все эти годы коллектив возглавляет его создатель – народный артист СССР Владимир Спиваков. И уже сам выход дирижера на сцену поднял настроение публики в тот дождливо-пасмурный вечер: слушатели ждали встречи с любимым маэстро и разразились горячими аплодисментами. С улыбкой на лице Владимир Спиваков начал концерт, в программе которого соединилась изящность венского классицизма Моцарта и беспокойная эмоциональность романтизма Шопена.

Искряще прозвучала симфония № 29 K 201, созданная 18-летним Моцартом. Это сочинение входит в постоянный репертуар «Виртуозов Москвы», продолжая их многолетнюю традицию исполнения венско-классической музыки. Спиваков сыграл симфонию упруго по ритму, подчеркнув ее театральную природу. Легкие тени в разработке не могли разрушить общий галантный и добродушно-праздничный характер, так что первая часть стала прекрасной увертюрой всему вечеру. В этой ранней симфонии нет сильных образных контрастов, но медленная часть, более сдержанная по темпу, позволила музыкантам углубить динамические и штриховые контрасты. Прихотливый менуэт и драйвовый финал дополнили картину солнечного мира, которую «рисовали» для зрителей «Виртуозы Москвы» и Владимир Спиваков.

Владимир Спиваков

Концерт продолжился еще одним ранним сочинением Моцарта – его гобойным концертом до мажор K 314. Долгое время это сочинение существовало только в виде переработанной позднее версии для флейты с оркестром. Лишь в XX веке стало возможным восстановить оригинал.

В качестве солиста был приглашен Эмиль Мирославский, чье имя на слуху у московской публики. Осенью 2020 года он одержал впечатляющие победы на III Всероссийском музыкальном конкурсе сразу в двух номинациях: как солист и как участник духового квинтета. Для этого артиста характерен интерес и к современной музыке, и к тонкостям старинного искусства, он прекрасно себя реализовывает во всех жанрах – и как оркестровый музыкант, и как солист, и как ансамблист.

Наверное, такой разнообразный опыт помог ему быстро установить контакт с «Виртуозами Москвы» и быть на одной волне с дирижером. По глазам музыканта было видно, что он наслаждается самим процессом игры и красотой моцартовской музыки. И с оркестром, и с маэстро Спиваковым у него сложилось отличное взаимопонимание.

Владимир Спиваков и Эмиль Мирославский

Гобой в музыке часто ассоциируется с пасторалью и сентиментальной лирикой, как это было принято в барокко. В этом концерте Мирославскому представилась возможность показать инструмент с более виртуозной и легкой стороны. У его инструмента приятный, «светлый» тембр, как раз подходящий образной палитре в этом моцартовском опусе. В отличие от Симфонии № 29, в Концерте крайние части резко контрастируют медленному Адажио, где на фоне сдержанного аккомпанемента льется почти белькантовая, певучая мелодия гобоя. Это сочинение давно в репертуаре Мирославского и, как говорится, «вошло в пальцы». Эмиль продемонстрировал блестящее владение техникой – умелое расходование дыхания на продолжительных фразах и филировку высоких нот.

Во втором отделении в программе стоял более масштабный по составу Первый фортепианный концерт Шопена. В качестве солиста был приглашен пианист Филипп Копачевский, в чьем репертуаре творчество Шопена занимает важное место, о чем свидетельствует запись диска с его фортепианными произведениями в Японии. Музыкант давно сотрудничает с «Виртуозами Москвы», с которыми он исполнял многие фортепианные концерты. Эмоциональный заряд сочинения и некоторая взволнованность солиста, возможно, повлияли на торопливость его темпов. Но зато на бис Филипп сполна продемонстрировал свои способности на лирическое высказывание, подарив слушателям знаменитый шопеновский ноктюрн ми-бемоль мажор op. 9 № 2, сыгранный чувственно и с грацией. А вся программа стала тем «глотком» освежающей классики, который так необходим в наши сложные времена.

Филипп Копачевский