От Баха до Низамова События

От Баха до Низамова

Первый органный концерт в истории «ГЭС-2» сыграла Евгения Кривицкая

Когда ровно год назад открывали «ГЭС-2», я, признаться, испытала двоякое чувство. С одной стороны, впечатляло необычное пространство, наполненное светом, воздухом, пейзажами города, извне врывающимися внутрь… И в то же время думала: как толково использовать open space с громадной площадью в тридцать тысяч квадратных метров? И можно ли вообще? Организаторы были полны энтузиазма, анонсировали здесь много чего: съемки сериала «Санта-Барбара», разнообразные воркшопы, но главным образом – бесчисленные выставки (концерты планировались отдельно в единственном закрытом концертном зале)… Казалось странным, неужели это просто очередная выставочная площадка? А где же свои собственные, особые фишки?

И вот началось. Сначала – проект «Настройки», любопытное соединение визуальных искусств, архитектуры и музыки. Нынешней осенью «Настройки» вышли уже в третьей версии, это настоящая изюминка. А теперь – новая придумка: органный концерт, который обнимает все пространство «ГЭС-2» благодаря установке электронного органа в центре зала на центральной платформе (центральная «висячая» галерея второго этажа) и рассредоточенной рассадке публики на обоих этажах, в разных лакунах.

Как рассказал мне куратор музыкальных проектов Дмитрий Ренанский, идею органного концерта обдумывали с самого начала, как только вошли в «ГЭС-2» после строительных работ: «Она возникла сама собой, ведь бывшая электростанция имеет сходство с базиликой, а ее проспект – это как бы центральный неф». «ГЭС-2» идеально подходит для исполнения органной музыки, хотя, конечно, тут требуется электронная коррекция звука, которую, надо признать,  мастерски провели звукорежиссеры Дома культуры. «В этом проекте важны диалог музыки и пространства, звука и архитектуры. Слушая концерт, я думал о том, что пространство всякий раз преображается», – сказал мне Дмитрий Ренанский.

Евгения Кривицкая предложила концепцию программы вполне в духе «ГЭС-2»: «Метаморфозы и отражения» – это перекличка эпох, старого и нового. Тут «соревнуются» две команды: Бах и Гендель, с одной стороны, Щедрин, Пярт, Кривицкий, Таривердиев, Ёсимацу и Низамов – с другой. Программа выстроена изящно, сбалансированно и компактно – в одном отделении, трех блоках. Евгения вела концерт сама, живо, со знанием дела рассказывая об авторах и их произведениях, которые она выбрала для путешествия «на машине времени» в XVIII век и обратно. Музыку сопровождала световая партитура, которая усиливала и без того мощное ощущение от этого концерта как своеобразного полета в космос. Вообще, много эмоций – и от самой музыки, и от «космического» пространства, в котором и просто находиться – удовольствие, а тем более – в окружении музыки и света. Ну и меня лично не покидало чувство причастности к историческому моменту, который творился здесь и сейчас.

На бис Евгения Кривицкая исполнила Токкату и фугу ре минор Баха. Первый в истории «ГЭС-2» органный концерт логично завершился главным органным произведением всех времен и народов.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди