Весна – время непредсказуемое. Если бы предложили связать времена года с музыкальными направлениями, весна была бы джазом – непостоянным, волнующим, внезапным. Возможно, именно поэтому инициативу проводить зиму (уходить, впрочем, не торопящуюся) взял на себя Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана. И с миссией, надо отметить, превосходно справился.
Концерт с названием «Весенний джаз» коллектив дает не в первый раз. С программой на эту же тему оркестр выступал в мае 2023 года в Филармонии-2. С тех пор воды утекло много – частично сменился состав, появились новые композиции, а главное – джаз на то и джаз, чтобы не повторяться, и двух одинаковых импровизаций, равно как и концертов, не бывает.
Импровизация действительно царила во всем: и в музыкальных репликах солистов, и в остроумных словесных репликах художественного руководителя, столь же виртуозных, как и его саксофонные соло. Тому, как преподнести программу и держать в постоянном тонусе одновременно музыкантов и зал, у Бутмана можно поучиться – главный джазовый саксофонист страны в очередной раз доказал, что с чувством юмора у него все в порядке. Вот, например, один из шедевров вечера: «Когда Бенни Гудмен узнал, что я родился, он сразу же приехал в СССР для встречи. Но, к сожалению, я тогда не мог… ходить».
Весенняя тематика концерта подразумевала особую по настроению программу. Получились два отделения, насыщенные джазовыми композициями, меланхоличными и экспрессивными, мягкими и яркими – но обязательно светлыми, действительно весенними. Концерт получился стилистически разнообразным: вот Дюк Эллингтон, а вот Андрей Петров, сейчас послушаем композицию Игоря Бутмана, теперь – аранжировку саксофониста оркестра Антона Чекурова, а вот Чайковский в джазовой обработке. Но сказать, что программа получилась пестрой и разнородной, нельзя. Наоборот, с каждым номером пазл концерта гармонично складывался – и в итоге сложился в единую звуковую картину, где каждый слушатель смог найти что-то себе по душе. Самой, пожалуй, неожиданной деталью концерта стала джазовая обработка народной песни «Исходила младешенька», которая поддалась аранжировке – и аранжировке сложной, даже с элементами полифонии – не хуже любого джазового стандарта.
Не будет преувеличением сказать, что фигурой номер два – после Бутмана – стал пианист Олег Аккуратов, продемонстрировавший и искуснейшее владение инструментом, и выступивший в качестве певца. Его манера пения – на первый взгляд простоватая, по-детски искренняя (и этим тронувшая зал), на деле оказалась очень выразительной: блестяще он справился и с высокими нотами, и с техникой скэта.
Кульминацией концерта стал последний, двадцатиминутный номер программы, шутливо названный «Бутман играет Гудмена», где все оркестранты смогли раскрыться в полной мере. Каждый выступил в роли солиста, причем импровизация завела далеко – помимо «короля свинга», музыканты цитировали разные известные темы, вплоть до «Катюши».
Ощущениями после выступления специально для проекта «Журналистские читки» поделился трубач Андрей Середа, вошедший в состав оркестра не так давно, весной 2024 года: «Отличная программа, составленная Игорем Бутманом. Он подобрал самые весенние, теплые песни из репертуара нашего оркестра. Некоторые композиции, которые мы уже давно не играли, на мой взгляд, сегодня прозвучали по-особенному свежо. Конечно, выдержать такую большую программу физически очень непросто, но лично я на всех концертах стараюсь наслаждаться каждой деталью».
Наслаждалась каждой филигранной деталью и разновозрастная публика: об этом свидетельствовала хотя бы ее реакция. И, признаюсь, порой хотелось не чинно наблюдать за происходящим на сцене, а последовать примеру маленького мальчика из партера, активными жестами выражающего свою радость от концерта.