От Бутмана до Гудмена События

От Бутмана до Гудмена

В «Зарядье» растопили лед зимы и сердца слушателей

Весна – время непредсказуемое. Если бы предложили связать времена года с музыкальными направлениями, весна была бы джазом – непостоянным, волнующим, внезапным. Возможно, именно поэтому инициативу проводить зиму (уходить, впрочем, не торопящуюся) взял на себя Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана. И с миссией, надо отметить, превосходно справился.

Концерт с названием «Весенний джаз» коллектив дает не в первый раз. С программой на эту же тему оркестр выступал в мае 2023 года в Филармонии-2. С тех пор воды утекло много – частично сменился состав, появились новые композиции, а главное – джаз на то и джаз, чтобы не повторяться, и двух одинаковых импровизаций, равно как и концертов, не бывает.

Импровизация действительно царила во всем: и в музыкальных репликах солистов, и в остроумных словесных репликах художественного руководителя, столь же виртуозных, как и его саксофонные соло. Тому, как преподнести программу и держать в постоянном тонусе одновременно музыкантов и зал, у Бутмана можно поучиться – главный джазовый саксофонист страны в очередной раз доказал, что с чувством юмора у него все в порядке. Вот, например, один из шедевров вечера: «Когда Бенни Гудмен узнал, что я родился, он сразу же приехал в СССР для встречи. Но, к сожалению, я тогда не мог… ходить».

Весенняя тематика концерта подразумевала особую по настроению программу. Получились два отделения, насыщенные джазовыми композициями, меланхоличными и экспрессивными, мягкими и яркими – но обязательно светлыми, действительно весенними. Концерт получился стилистически разнообразным: вот Дюк Эллингтон, а вот Андрей Петров, сейчас послушаем композицию Игоря Бутмана, теперь – аранжировку саксофониста оркестра Антона Чекурова, а вот Чайковский в джазовой обработке. Но сказать, что программа получилась пестрой и разнородной, нельзя. Наоборот, с каждым номером пазл концерта гармонично складывался – и в итоге сложился в единую звуковую картину, где каждый слушатель смог найти что-то себе по душе. Самой, пожалуй, неожиданной деталью концерта стала джазовая обработка народной песни «Исходила младешенька», которая поддалась аранжировке – и аранжировке сложной, даже с элементами полифонии – не хуже любого джазового стандарта.

Не будет преувеличением сказать, что фигурой номер два – после Бутмана – стал пианист Олег Аккуратов, продемонстрировавший и искуснейшее владение инструментом, и выступивший в качестве певца. Его манера пения – на первый взгляд простоватая, по-детски искренняя (и этим тронувшая зал), на деле оказалась очень выразительной: блестяще он справился и с высокими нотами, и с техникой скэта.

Кульминацией концерта стал последний, двадцатиминутный номер программы, шутливо названный «Бутман играет Гудмена», где все оркестранты смогли раскрыться в полной мере. Каждый выступил в роли солиста, причем импровизация завела далеко – помимо «короля свинга», музыканты цитировали разные известные темы, вплоть до «Катюши».

Ощущениями после выступления специально для проекта «Журналистские читки» поделился трубач Андрей Середа, вошедший в состав оркестра не так давно, весной 2024 года: «Отличная программа, составленная Игорем Бутманом. Он подобрал самые весенние, теплые песни из репертуара нашего оркестра. Некоторые композиции, которые мы уже давно не играли, на мой взгляд, сегодня прозвучали по-особенному свежо. Конечно, выдержать такую большую программу физически очень непросто, но лично я на всех концертах стараюсь наслаждаться каждой деталью».

Наслаждалась каждой филигранной деталью и разновозрастная публика: об этом свидетельствовала хотя бы ее реакция. И, признаюсь, порой хотелось не чинно наблюдать за происходящим на сцене, а последовать примеру маленького мальчика из партера, активными жестами выражающего свою радость от концерта.

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев