От небес до центра земли События

От небес до центра земли

В Казанском ГБКЗ имени С. Сайдашева прошел концерт «Брависсимо, скрипка!»

«Вам повезло, Вы сегодня на вечере премьер!» – именно этими словами меня встретил Станислав Малышев перед началом концерта, и был абсолютно прав. Музыкальный вечер стал частью первой в истории России программы Sound Review Союза композиторов России и «Фирмы Мелодия». Проект нацелен на охват современной академической музыки, начиная с 2000-х годов. На данный момент выпущено шесть альбомов в цифровом формате, и это далеко не конец. Запись следующей части планируется в июне, куда войдут произведения композиторов сразу из трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Все это создано для расширения музыкального кругозора слушателей, а также как доказательство, что интересная современная музыка существует не только в столице, но и далеко за ее пределами.

«Мне нравится играть все новое, что еще не обросло традициями. Если в будущем что-то из этого станет вечной классикой, мне будет очень приятно», – резюмировал маэстро Малышев и начал готовиться к выходу на сцену. Зрители же в это время понемногу заполняли зал. Как только занимаешь свое место, в голове сразу появляется множество вопросов. Например, насколько сильным будет погружение? Получится ли понять все с первого раза? Последнее как никогда актуально в случае с авангардной музыкой, и далеко не каждый слушатель способен создать в мыслях нужный образ и связать его с сутью произведения. В этой связи еще больше возрастает важность задачи донести главное до ушей даже самых неподготовленных слушателей. Этому помог в том числе зрительный ряд по бокам сцены, проецирующий на стены короткие видеофрагменты и фотографии.

Программа концерта представляла собой путь. Интересно, что отправной точкой послужила пьеса  «Как старый шарманщик» Леонида Десятникова. Композитор называет такие пьесы «оммажами», а их главной задачей является «комментирование» известных академических музыкальных тем. На этот раз в его сетях оказалась песня Шуберта «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь».

«Перевалочным пунктом» стал Концерт для скрипки, струнного оркестра и ударных Александра Радвиловича. Название не несло в себе черт программности, а значит слушатель отправился в свободное плавание и волен был представлять себе самые фантастические картины.

Станислав Малышев, Анна Гулишамбарова и Кирилл Уманский

Атмосферу рассвета и пробуждения птиц воссоздала Ольга Викторова в своем произведении «Птицы начинают волноваться за 10 минут до рассвета». В названии уже заложен ответ, но насколько очаровательна возможность композитора самому рассказать о предстоящей музыке. Выйдя к сцене, Ольга поведала историю появления пьесы, связанную с поездкой на море, а также сразу предупредила, что ничего сложного в музыке не предвидится. Интересно было услышать и об источнике вдохновения: «Благодаря победе в конкурсе композиторов в 2011 году, я была в Берлине, и мне удалось найти в нотном магазине знаменитейший “Трактат о ритме, цвете и орнитологии” Оливье Мессиана. Он был убежден, что птицы являются посланниками бога. Значительная часть обаяния и волшебства, спрятанная в моей работе, связана именно с верой французского композитора, что птицы поют по божественным законам».

В музыке крылась своя философия – радоваться каждому новому дню и уметь наслаждаться такими простыми вещами как утренний туман или первый багрянец неба на горизонте. Состояние медитации, полного погружения и расслабления, и даже колоссальное сочетание индивидуальных тембров оркестра не привнесло никакого напряжения. Два солиста – Азат Нургаянов и Станислав Малышев, как два вожака стаи-оркестра, расположились по краям сцены и время от времени «перекидывались» репликами.

Два отделения соединил «Остров Мантсинсаари» Кирилла Уманского, задуманный для серии «Карельских островов». Изначально пьеса была написана для скрипки и органа, но специально для концерта композитор создал переложение для камерного оркестра, которое наиболее полно раскрыло использованные композитором техники: додекафонные и сонорные эффекты, необычное сочетание тональностей. Сразу вспоминается триптих ноктюрнов Дебюсси, только в карельском ключе.

Анна Гулишамбарова, руководитель Камерного оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной

Ярким заключительным штрихом стали произведения  Леонида Гуревича. Первой прозвучала поэма для скрипки и оркестра, в которой тематизм отдаленно напоминал Третью симфонию Скрябина с ее главным лейтмотивом: «Аз есмь!» Вторая пьеса находилась на полярно противоположном эмоциональном полюсе, близкому к скерцозным образам Прокофьева, и неспроста – Каприччио для скрипки и симфонического оркестра оказалось посвящено именно этому композитору. Судьбоносно, что на днях исполнилось 130 лет со дня рождения великого отечественного классика, и завершение концерта стала своеобразной данью памяти.

Интересно, что в программы концертов фестиваля современной музыки «Concordia» Александр Сладковский добавляет произведения композиторов более раннего периода для уменьшения дистанции между слушателями и новой музыкой. На концерте «Брависсимо, скрипка!» такого не планировалось, да и не требовалось.

С улыбками на лицах, Станислав Малышев и дирижер Анна Гулишамбарова, руководитель Камерного оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной поклонились и покинули сцену, пусть не под бурные, но под теплые овации. Состав оркестра соответствовал немногочисленному количеству присутствующих, но от этого еще больше укреплялась связь между музыкой и слушателями.

При выходе из зала, невольно обращаешь внимание на различные высказывания о вечере, доносящиеся со всех сторон. С некоторыми людьми даже получилось обменяться впечатлениями. «Мне все понравилось. Ранее я слушала современную музыку, но больше ходила на балетные постановки. А сейчас, слушая пьесы в исполнении камерного симфонического оркестра, сложными произведения не кажутся», – сказала молодая девушка с первых рядов партера. Ее партнер же оказался на концерте подобной музыки впервые, но, по его словам, все образы были легки для восприятия. Звучали дифирамбы конкретным номерам. Например: «Шарманщик – улетное произведение. Восторгаюсь всеми скрипичными вещами. А насколько шикарно звучат струнные и ударные, не передать словами». И лишь где-то вдалеке послышалось грустное: «А у меня заболела голова…».

Большинство было покорено, а это главное. Вечер премьер прошел успешно и остается надеяться, что казанская публика еще не один раз проскандирует вслед новой музыке: «Брависсимо!»

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати