От ноля до семи События

От ноля до семи

Одним из ярких событий Зимнего международного фестиваля в Москве стала презентация альбома Александра Чайковского «Струнные квартеты и Фортепианный квинтет»

Трехдисковое издание, выпущенное фирмой «Мелодия», объединило семь номерных струнных квартетов композитора и один ранний, остроумно обозначенный на обложке «опус 0». А завершает трек-лист Фортепианный квинтет 1991 года – самое масштабное произведение из попавших в альбом и по продолжительности, и по концепции. Оно и прозвучало на презентации в Башмет-центре наряду с новейшим Струнным квартетом № 7.

А открыл вечер, проходивший при поддержке Российского музыкального союза, естественно, сам хозяин и фестиваля, и площадки. Юрий Башмет, не скупясь на комплименты, рассказал о своей многолетней дружбе с Чайковским и поделился впечатлениями от исполнения его музыки.

«Бывает, что играю сочинение Саши 100 раз, 200, а все равно приходится держать себя в руках, потому что бегут мурашки», – признался маэстро. И хотя его речь нельзя было назвать короткой, Юрий Абрамович пошутил, что мог бы говорить о Чайковском гораздо дольше, если бы это был банкет, а не концерт.

После Башмета на сцену вышли исполнители, участвовавшие в записи дисков: скрипачи Леонид Железный и Деннис Гасанов, альтистка Дарья Филиппенко, виолончелист Василий Степанов и пианист Борис Березовский. Объявляя артистов, конферансье долго перечислял их регалии. Но Борис Березовский остроумно обыграл чрезмерный пафос анонса: «Ноты будет переворачивать заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский».

Дарья Филиппенко, Дмитрий Гринченко и Александр Чайковский

Шутки шутками, но у музыкантов, игравших в этот вечер, действительно впечатляющий послужной список. И в исполнении – эмоциональном, вдохновенном, но в то же время точном и выверенном, – чувствовался огромный опыт и мастерство. Любопытный факт: как ансамбль они впервые собрались именно для этого проекта, во что сложно поверить, учитывая превосходную сыгранность и взаимопонимание. Кстати, это произошло тоже во многом благодаря Юрию Башмету. Борис Березовский отдельно отметил его гостеприимство, рассказав, что репетиции к записи дисков артисты проводили именно в этом зале.

Ну а вслед за Квинтетом прозвучало новейшее произведение из представленных в альбоме: Седьмой квартет. Он посвящен Дмитрию Гринченко, директору Русского концертного агентства, многолетнему соратнику Юрия Башмета, организатору многих премьер Александра Чайковского. Послание другу оказалось тонким и веселым, а его исполнение не обошлось без элементов перформанса. После первых двух частей, вполне академичных по музыкальному языку, резким контрастом выглядел финал с отчетливым джазовым «привкусом». Серьезность предыдущей беседы сменилась иронией, а ирония перешла в розыгрыш. Музыканты по очереди уходили со сцены, но, в отличие от «Прощальной симфонии» Гайдна, продолжали играть – уже за кулисами. Публика оценила находку смехом и овациями.

А чтобы еще выше поднять градус веселья, главный герой мероприятия – Александр Чайковский ­– пригласил всех зрителей на банкет. И там уже желающие сказать ему приятные слова могли не ограничивать себя во времени.

Леонид Железный, Деннис Гасанов, Александр Чайковский, Борис Березовский, Василий Степанов и Дарья Филиппенко
Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»