От ноля до семи События

От ноля до семи

Одним из ярких событий Зимнего международного фестиваля в Москве стала презентация альбома Александра Чайковского «Струнные квартеты и Фортепианный квинтет»

Трехдисковое издание, выпущенное фирмой «Мелодия», объединило семь номерных струнных квартетов композитора и один ранний, остроумно обозначенный на обложке «опус 0». А завершает трек-лист Фортепианный квинтет 1991 года – самое масштабное произведение из попавших в альбом и по продолжительности, и по концепции. Оно и прозвучало на презентации в Башмет-центре наряду с новейшим Струнным квартетом № 7.

А открыл вечер, проходивший при поддержке Российского музыкального союза, естественно, сам хозяин и фестиваля, и площадки. Юрий Башмет, не скупясь на комплименты, рассказал о своей многолетней дружбе с Чайковским и поделился впечатлениями от исполнения его музыки.

«Бывает, что играю сочинение Саши 100 раз, 200, а все равно приходится держать себя в руках, потому что бегут мурашки», – признался маэстро. И хотя его речь нельзя было назвать короткой, Юрий Абрамович пошутил, что мог бы говорить о Чайковском гораздо дольше, если бы это был банкет, а не концерт.

После Башмета на сцену вышли исполнители, участвовавшие в записи дисков: скрипачи Леонид Железный и Деннис Гасанов, альтистка Дарья Филиппенко, виолончелист Василий Степанов и пианист Борис Березовский. Объявляя артистов, конферансье долго перечислял их регалии. Но Борис Березовский остроумно обыграл чрезмерный пафос анонса: «Ноты будет переворачивать заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский».

Дарья Филиппенко, Дмитрий Гринченко и Александр Чайковский

Шутки шутками, но у музыкантов, игравших в этот вечер, действительно впечатляющий послужной список. И в исполнении – эмоциональном, вдохновенном, но в то же время точном и выверенном, – чувствовался огромный опыт и мастерство. Любопытный факт: как ансамбль они впервые собрались именно для этого проекта, во что сложно поверить, учитывая превосходную сыгранность и взаимопонимание. Кстати, это произошло тоже во многом благодаря Юрию Башмету. Борис Березовский отдельно отметил его гостеприимство, рассказав, что репетиции к записи дисков артисты проводили именно в этом зале.

Ну а вслед за Квинтетом прозвучало новейшее произведение из представленных в альбоме: Седьмой квартет. Он посвящен Дмитрию Гринченко, директору Русского концертного агентства, многолетнему соратнику Юрия Башмета, организатору многих премьер Александра Чайковского. Послание другу оказалось тонким и веселым, а его исполнение не обошлось без элементов перформанса. После первых двух частей, вполне академичных по музыкальному языку, резким контрастом выглядел финал с отчетливым джазовым «привкусом». Серьезность предыдущей беседы сменилась иронией, а ирония перешла в розыгрыш. Музыканты по очереди уходили со сцены, но, в отличие от «Прощальной симфонии» Гайдна, продолжали играть – уже за кулисами. Публика оценила находку смехом и овациями.

А чтобы еще выше поднять градус веселья, главный герой мероприятия – Александр Чайковский ­– пригласил всех зрителей на банкет. И там уже желающие сказать ему приятные слова могли не ограничивать себя во времени.

Леонид Железный, Деннис Гасанов, Александр Чайковский, Борис Березовский, Василий Степанов и Дарья Филиппенко
Технология оперы События

Технология оперы

В Театре имени Н. И. Сац показали «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина

Беллини в неоклассической скорлупе События

Беллини в неоклассической скорлупе

В Перми поставили оперу «Норма». Шедевр эпохи бельканто пермяки увидели впервые спустя почти 200 лет после его создания

И снова Брукнер События

И снова Брукнер

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан закрыл сезон Восьмой симфонией Антона Брукнера

Пост-постскрипт События

Пост-постскрипт

В Большом театре продюсер Юрий Баранов и компания MuzArts представили новую версию программы современной хореографии