От Питера до Ямайки
Книги

От Питера до Ямайки

На книжных лавках появляется все больше качественной литературы о рок-музыке – отечественной и зарубежной. На какие издания стоит обратить внимание, рассказывает Алексей Певчев.

Пол Трынка
«Игги Поп. Вскройся в кровь»
АСТ

Самая серьезная проблема большинства книг о зарубежной музыке – уровень перевода и редактуры. К счастью, работу над биографией «отца панк-рока» доверили Анне Герасимовой, более известной в музыкальном мире как Умка. Герасимова – музыкант, поэт кандидат филологических наук, но главное – переводчик, блестяще разбирающийся в заданной теме. В былые времена на ее концертах можно было купить самиздатовские книги про Игги Попа в «умкиных» переводах, и вот, наконец, все это вылилось в официальное издание. Почти пять десятилетий, сотни интервью, да и собственные наблюдения одного из самых авторитетных западных рок-журналистов Пола Трынки пережиты, осмыслены и поданы убедительно. Порой кажется, что сам трясешься в разбитом гастрольном автобусе вместе с группой The Stooges, крутишь ручки пульта вместе с другом и продюсером Игги Попа – Дэвидом Боуи и, наконец, через штормы и рифы приходишь к тихим мелодиям французского шансона, к которым музыкант тяготеет в последние годы. Надолго ли? Точного ответа на этот вопрос книга Трынки точно не дает. Наверное, это и к лучшему.

Инна Волкова
«Статус: Одна из “Колибри”»
РИПОЛ классик
/ Пальмира

Так уж получилось, что поющих поэтесс, если не брать авторскую песню, в российской рок- и поп-музыке до сих пор почти так и не случилось. Группа «Колибри», в золотом составе представлявшая из себя чудесный девичий квартет, стала приятным, пускай и довольно недолгим исключением. Основу «статуса» составили воспоминания одной из участниц группы – Инны Волковой, вначале появившиеся на ее странице в Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а потом под давлением друзей и поклонников систематизированные и оформленные в единую книжку. Как выясняется, приключениям «Колибри», каждая пластинка или сценическое появление которых выливалось в праздник вкуса, стиля и изысканности, особенно на этапе становления, могли бы позавидовать матерые мужики, занимающиеся несравненно более радикальными жанрами. Ленинградские общаги и питерские сквоты, безбашенные гастроли по ближнему и дальнему зарубежью. Встречи, тусовки, «Поп-механика» Сергея Курёхина, междусобойчики с Борисом Гребенщиковым (внесен в реестр иноагентов) и Алексеем Хвостенко, но главное – музыка и песни. Все это Волкова описывает честно, последовательно, с очень тонким, немного грустным юмором, присущим петербуржским барышням, живущим на стыке веков. «Статус: Одна из “Колибри”» – это не просто биография группы, но документ эпохи, познакомивший и закрутивший в общем культурно-­историческом вихре людей ярких, неподконтрольных, страшно разгильдяйных, но и также – безгранично талантливых. Ну и главное – такое могло случиться только в Питере.

Дэвид Кац
«Начало начал. Внятная история рэгги»
РИПОЛ классик

Первое и максимально полное исследование музыки рэгги на русском языке. Наверное, самое глубокое, масштабное и кропотливое повествование, касающееся музыкальных трансформаций Ямайки, позволяющее плавно разобраться во всех подразделах рэгги, будь то ска, рокстеди, даб, дэнсхолл и рагга, не только ценителю жанра с дредами ниже пояса, но и обычному меломану, не заходившему дальше пластинки лучших песен Боба Марли. Автор не только кропотливо порылся в исторических бумажных и аудиосвидетельствах эпохи, но и по-настоящему с головой нырнул в неисследованный до этого водоворот жанра, всласть сам попутешествовав по региону изучаемой музыки, получая информацию из первых уст. Бывшие владельцы знаменитых ямайских саунд-­систем, неистовые энтузиасты жанра и, конечно, музыканты групп, чей успех непостижимым образом базировался на несочетаемом для европейского сознания синтезе из привычной для региона расслабленности и неистового творческого порыва. Всего того, что однажды вынесло рэгги на европейский берег. Книга обладает удивительным свой­ством. Не так важно – сводились ли до этого ваши познания в рэгги к песне No Woman, No Cry и его отечественным прочтениям в диапазоне от Владимира Кузьмина до Бориса Гребенщикова (внесен в реестр иноагентов), или вам уже приходилось сталкиваться с музыкой Питера Тоша, The Skatalites и экспериментами Ли «Скретча» Перри – трудно побороть в себе желание если и не начать играть ­что-то похожее, то уж точно поискать в интернете записи тех, кто с расслабленным упорством продвигал эту удивительную музыку.

Артем Рондарев
«Эпоха распада. Грандиозная история музыки XX века»
РИПОЛ классик

Один из самых закрытых и независимых исследователей музыки нашего века, наконец, сделал то, чего от него давно ждали: 620-страничный исследовательский том, хронологически начинающийся с исследования раннего рок-н-ролла и заканчивающийся главой, посвященной минимализму. Это не просто сборник курса лекций НИУ ВШЭ, наблюдений и научных выводов, но сложное, хотя не исключено, что и по-курехински провокативное культурно-­философское повествование. Рассчитанное, вероятно, не столько на студентов «вышки» и праздно интересующихся, сколько на людей, склонных к неочевидным выводам и любителей продираться сквозь сложнейшие языковые конструкции. Если же вы настолько упорны и пройдете испытания на «синкретический вкус» и «изоморфность» и при этом не почувствуете за собой ничего, что бы «имплицировало абсолютную семантическую ничтожность», то встретившие вас на выходе из «введения в проблематику» Элвис Пресли, Алан Фрид, «битлы» и «роллинги» покажутся вам старыми преданными друзьями. Ну а хитроумные внутренние интриги из области индустрии шоу-бизнеса и неочевидные различия в стилях и жанрах – смешной бурей в стакане воды, наравне с сюжетом для «мыльной оперы». Огромное количество удивительных фактов, подробностей и занимательных нюансов из области поп-музыки, которыми нашпигованы остальные страницы книги, станут настоящей наградой, сродни светской и неформальной беседе с иезуитом-­преподавателем по окончании профильного ВУЗа.

Мик Миддлз, Линдси Рид
«В смятении. Жизнь Иэна Кёртиса»
Кабинетный ученый

Лучшие на сегодняшний день в плане выбора и перевода жизнеописаний лидеров современной музыки екатеринбургские издатели представили действительно важный труд. Вероятно, первое художественное (пускай и не совсем удачное) исследование пути лидера группы Joy Division Иэна Кёртиса 13 лет назад представил один из лучших фотографов Антон Корбейн. С той поры много воды утекло, но интерес к жизни Кёртиса, подпитываемый то выпуском футболок для розничной сети, ориентированной на хипстеров, имеющих слабое представление о «манчестерской волне», то выпуском концертных и редких записей Joy Division, похоже, не ослабевает. Тем приятнее, что по-настоящему глубокое, интересное и драматичное повествование, ­наконец-то увидело свет и в России. Журналист Мик Миддлз, ­когда-то один из первых обративших внимание на группу, и Линдси Рид – соучредитель выпускающего лейбла Factory Records и тогдашняя жена его основателя Тони Уилсона, как никто погруженные в биографию Иэна Кёртиса, поэтапно исследуют его короткую жизнь. Воспоминания, интервью и частные наблюдения, основанные на анализе семейных «скелетов в шкафу» и творческих поисков, подробно, но не занудно выстраивают единственно верную версию развития событий. Логичное дополнение к книжной коллекции тех, кто уже имел удовольствие познакомиться с «Хасиенда. Как не стоит управлять клубом» друга и коллеги Кёртиса по Joy Division Питера Хука, и заманчивая надежда на продолжение рассказов о «мэдчестере» – явлении, о котором многие слышали, но не все знают – зачем и почему.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи