От пророка Моисея до Майлза Дэвиса Книги

От пророка Моисея до Майлза Дэвиса

Живописная ретроспектива Александра Ростоцкого

У Александра Ростоцкого – замечательного джазового музыканта, бас-гитариста, композитора, продюсера и создателя проекта «Джаз Бас Театр» – вышел альбом. Не музыкальный, как можно было бы подумать, а художественный. В нем представлены его главные живописные работы последних двадцати лет из трех циклов: «Африка», «Евреи. Страны. Города» и «Исход».

Изобразительному искусству Александр Ростоцкий никогда не учился. В этом смысле он, конечно, художник-любитель. Однако картины его продаются, время от времени проходят персональные выставки, появляются искусствоведческие статьи. Есть и признание недоверчивого профессионального арт-сообщества.

И вот – альбом «Александр Ростоцкий. Ретроспектива», который выглядит прямо-таки образцовым примером современного книжного искусства.

Его приятно держать в руках. Переплет – стилизованная рогожка, но нежно гладкая на ощупь. Перфекционизм очевиден во всем. Отличный справочный аппарат (полные дискография, фильмография и список выставок героя книги). Сопроводительный искусствоведческий текст (автор – Нина Лаврищева, сотрудник Московского музея современного искусства) – серьезный и совсем не рекламный. А еще яркие и лаконичные мемуары (написаны Андреем Гордасевичем со слов самого Александра Ростоцкого). И, что удивительно, все тексты вычитаны корректором.

В художественном оформлении альбома (дизайнер – Виктор Куплевацкий) соблюден идеальный баланс между удобной для читателя подачей материала и стильным подходом к верстке, шрифтам и композиции. Сравнивая, как выглядят работы в реальности и на бумаге, нельзя не отметить точную передачу всех цветовых решений (а они у художника не самые простые). Также хорошо видны особенности авторской техники и используемые фактуры (фотограф – Владимир Куприянов).

Среди музыкантов всегда были те, кто пробовал себя в изобразительном искусстве. Некоторые достигали явных успехов. Примеры навскидку – Арнольд Шёнберг, Дэвид Боуи, Майлз Дэвис… Случай Александра Ростоцкого – особый. За двадцать лет он прошел огромную эволюцию как художник, от наивных «картинок» к изысканной амальгаме этнических стилей, разнообразной и весьма трудоемкой живописной технике, многофигурным композициям и монументальным философско-религиозным циклам картин. Не забывая при этом о яркой декоративности своих полотен. В результате сегодня обе его творческие ипостаси (музыкальная и живописная) оказались на одном и том же качественном уровне.

Александр Ростоцкий. «Вокруг золотого тельца»

Ссылки на музыку в книгах в виде QR-кодов уже давно стали привычными. Однако в альбоме «Александр Ростоцкий. Ретроспектива» связь между музыкой и живописью непосредственная. Этнические африканские и традиционные еврейские мотивы в музыке Александра Ростоцкого отзываются в тематике его живописи. И наоборот – джазовая, фольклорная и академическая музыкальная лексика причудливо отражается в ритмическом и колористическом строе картин. Пьесы, которые можно послушать, рассматривая альбом, создают не столько эмоциональный фон, сколько рождают определенную синестезию, взаимодействие звучащих и изображаемых миров.

Но и станковой живописью дело не ограничилось. «Многие художники старались продлить жизнь героям своих полотен в других видах искусства, –рассказывал Александр Ростоцкий на презентации своего художественного альбома в клубе Алексея Козлова, – вот и я давно мечтал о дизайнерских интерьерных тканях, и мои африканские работы прекрасно подошли для этого эксперимента». Вместе с художником по тканям, мастером холодного батика Надеждой Соколовой была разработана целая серия оригинальных хлопковых покрывал и шелковых платков с очень необычными рисунками.

Параллельно шла работа над сюжетной анимацией, которая привела в движение и мультиплицировала героев картин Александра Ростоцкого. Так появились четыре фильма (пятый еще не закончен). Их нет в сети, поскольку автор время от времени показывает эти работы на различных фестивалях. Но кое-что удалось увидеть.

 

«Исход в лицах» – этот фильм режиссера Тамары Зубовой сделан на основе шестнадцатиметрового полиптиха Александра Ростоцкого по его же сценарному плану. А звуковой дорожкой стала специально созданная музыка с текстами на арамейском и древнегреческом языках. Анимация получилась медитативной и в то же время очень яркой. Фильм «Леопард» – плод сотрудничества с режиссером-аниматором Борисом Коршуновым. Александр Ростоцкий написал сценарий по мотивам африканской сказки о сотворении мира, нарисовал персонажей и сочинил музыку, в записи которой участвовали певцы – представители «черного континента».

Видео-арт стал важной составляющей частью и в некоторых концертных программах Александра Ростоцкого, где соединение экранного изображения и музыки происходит в реальном времени. Видеохудожник буквально по секундам следит за ходом музыкального развития, действуя по обстоятельствам в онлайн-режиме, как это было, к примеру, в оджазированной версии пьес из «Картинок с выставки» Мусоргского.

Во всем, что делает Александр Ростоцкий (помимо уже упомянутого перфекционизма), есть какая-то невероятная скрупулезность и рационализм в лучшем смысле слова. А также ответственность и – да, высокая самооценка. А по нынешним временам еще и некое безумие, когда большой проект первоначально возникает вне всякой связи с практическими интересами его творца. И именно такое безумие Платон называл «божественным».

Александр Ростоцкий. Ретроспектива: художественный альбом. – М: Август Борг, 2025. – 263 с., ил.

Александр Ростоцкий: Нужно быть смелее