От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

В Казани проходит международный рахманиновский фестиваль, который за двенадцать лет своего существования стал крупнейшим событием в культурной жизни страны. Каждый год Александр Сладковский приглашает именитых артистов и молодых звезд исполнительского искусства, чтобы совершить приношение Сергею Рахманинову – одному из его любимых композиторов, в музыке которого, по словам маэстро, «вся жизнь: и слезы, и радость, и печаль, и величие, и скорбь, и, конечно, Восток». Эта просветительская миссия дирижеру и Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан, его подопечным, неизменно удается, о чем свидетельствует тот факт, что за организацию фестиваля маэстро Сладковский в 2019 году был удостоен международной премии имени Рахманинова. Стало уже привычным, что в мае – июне Казань наполняется прибывающими гостями, совмещающими туризм с посещением Большого концертного зала имени С. Сайдашева, и… ароматом сирени. Несколько лет назад на одном из фестивалей неподалеку, на площади Свободы, высаживали целую аллею – увы, эта идея не прижилась. Но сегодня ее, кажется, своеобразно возрождают слушатели. На концерт-кульминацию XII фестиваля многие приходили с трогательными букетиками белой сирени, большая часть которой досталась всенародному любимцу, человеку, который и задумал с маэстро Сладковским этот музыкальный праздник, – Денису Мацуеву.

В беседе с журналистами Александр Сладковский признался, что «когда Денис Леонидович приезжает к нам», для него это самое главное событие года. Их творческий тандем сложился достаточно давно, а на фестивале «Белая сирень», совпавшем в этот раз с 150-летием Рахманинова, лишь укрепился. Нет необходимости пояснять, сколько энергии и сил – исполнительских и организационных – Мацуев отдает тому, чтобы наследие великого русского композитора продолжало жить сейчас (Рахманиновский конкурс тому пример). Эту же цель преследует и маэстро Сладковский. В августе 2020 года ГАСО РТ осуществил запись симфонических произведений Рахманинова на лейбле Sony Classical, а в период празднования юбилея Сергея Васильевича выпустил винил с его поздними симфоническими опусами и дал концерты в Москве и Сочи. На фестивале «Белая сирень» Сладковский и Мацуев решили порадовать публику (сидевшую не только в зале, но и на ступеньках в проходе) «хитовым хитом» юбиляра – Третьим фортепианным концертом. На вопрос о том, где он находит в себе силы каждый раз искать новые грани в этой музыке, Мацуев признался, что ему помогает партнер по сцене, который вдохновляет: «Мы заряжаемся друг от друга». С Александром Сладковским и Госоркестром Республики Татарстан «химия» возникла с первых же до боли знакомых звуков рахманиновского концерта. Непринужденная, словно импровизационная манера игры Мацуева органично соединилась с романтическим темпераментом, взволнованностью оркестра. Казалось бы, что еще можно обнаружить в этом невероятно часто исполняемом цикле, который ГАСО РТ представлял десятки раз (а сколько раз Мацуев – и сосчитать трудно), но Сладковский сумел расставить оригинальные акценты в партитуре Рахманинова. К примеру, в первой части обратили на себя внимание фанфары медных, которые по мере развития стали едва ли не темой фатума, как в симфониях Чайковского, отчего характер концерта и та самая идея «тоски по родине» приобрели новые смыслы. А в финале Госоркестр Республики Татарстан и вовсе устроил головокружительную лихую скачку, к которой с присущей ему энергией присоединился Денис Мацуев. В целом это звучало если ли не по-мефистофельски зловеще, то с лихим заделом, отсылая в XX век и к рахманиновским «Симфоническим танцам».

В качестве подарка Рахманинову Александр Сладковский приготовил Шестую симфонию Чайковского. Таким образом, на концерте случился еще один творческий тандем: самый главный русский композитор и продолжатель его традиций, фактически ученик. С музыкой Чайковского у ГАСО РТ сложились по-настоящему любовные отношения: коллектив не просто неоднократно исполняет его произведения, но и записал все симфонии и инструментальные концерты, приурочив выход бокс-сета к 180-летию со дня рождения Петра Ильича. Шестая симфония там представлена по-настоящему грандиозно, однако ни одна запись, естественно, не сравнится с «живым» звучанием. На фестивале «Белая сирень» этот трагический цикл, «лебединая песнь» композитора, развернулся в эпическом эсхатологическом ключе, близком концепции симфоний Малера. Маэстро Сладковский выстроил четыре части «Патетической» как четыре состояния человека, как изначально и мыслил Чайковский (порыв, любовь, разочарование, замирание), особо выделив лирические страстные темы, которые оркестр доводил до такого эмоционального накала, от которого в буквальном смысле переворачивало душу. В первой части, начинающейся с приглушенно-мрачной темы фагота и низких струнных, Госоркестр Республики Татарстан чуть ли не на одном дыхании, легко провел основную трепетную тему для того, чтобы усилить контраст с симфонической бурей в разработке, где медные духовые заполняли акустику зала, едва ли не поглощая в свое звучание. После изящного вальса и маршевой бравурной третьей части финал Шестой симфонии запечатлел в себе все те отчаяние, боль, безнадежность, сквозившие на протяжении этого драматического повествования. Удивительно, но ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского смог сделать так, что каждый сидевший в зале смог это прочувствовать и пропустить через себя – не как прощание Чайковского с миром, а как свою, личную историю.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»