От теплоты Мендельсона к контрастам Малера События

От теплоты Мендельсона к контрастам Малера

В Казани проходит IX фестиваль «Рахлинские сезоны»

Посвященный памяти основателя Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, народного артиста СССР Натана Рахлина, этот праздник, по мысли его главного инициатора, нынешнего руководителя ГСО РТ народного артиста России Александра Сладковского, должен отражать ступени творческого роста коллектива. И уже в первом концерте публике продемонстрировали такие достижения – в планомерном освоении мирового репертуара и в работе со звездными солистами.

Начнем со второго – поскольку именно выступлением в ансамбле с замечательной солисткой открылась программа первого концертного вечера. Речь, правда, в данном случае не идет об опытном виртуозе, покорившем все главные эстрады планеты – но вот по яркости дарования и уверенности творческого прогресса 11-летняя московская пианистка, ученица ЦМШ Александра Довгань вполне может конкурировать с гораздо более взрослыми знаменитостями. Сладковскому не в новинку сотрудничать с Сашей – они уже играли вместе без малого год назад на втором международном конкурсе юных пианистов Grand Piano Competition в Москве (тогда – с Госоркестром России), где Саша завоевала Гран-при. И хотя с тех пор в активе Александры, как она мне рассказала, появился Второй концерт Бетховена (а также 1-я часть Второго концерта Шопена, финал Второго концерта Чайковского плюс немало сольных произведений – две сонаты Скарлатти, Десятая соната Бетховена, транскрипции Рахманинова, 12 прелюдий и четыре вальса Шопена), играть в Казани было решено тот самый Соль минорный концерт Мендельсона, который принес ей победу на московском соревновании.

Александра, помню, и тогда произвела фурор не просто техническим совершенством, но зрелой осмысленностью игры, классической ясностью слышания музыки. А за год, мне показалось, нарастила и физическую силу – энергичные октавы в начале прозвучали со вполне мужественной мощью. Да и Сладковский, по-моему, был далек от мысли миндальничать с солисткой: оркестровое тутти порой отсверкивало даже не мендельсоновыми, а какими-то бетховенскими зарницами. И все равно звук рояля ни на мгновение не тонул в общей массе. А если и отходил на второй план, то ради очень интересных звуковых эффектов: мы, например, слышали вроде бы только оркестр, но необычно бурлящий изнутри – это Саша исподволь, незаметно начинала каскад пассажей, постепенно набиравших силу по мере продвижения от басов к верхам. Точно так же не боялась она отступать на вторую роли в общем ансамбле, легким звоном фигураций оттеняя мелодию скрипок во второй части. И уж, конечно, в полный голос пел у нее рояль в лирических, мелодических фрагментах, вроде начала второй части. А ее виртуозность нигде не переходила в насилие над клавиатурой, неизменными качествами игры оставались изящество, вкус, чувство меры. Поистине интеллигентное исполнение – поклон за него, помимо, конечно, самой Саши, ее педагогу Мире Марченко и всему ансамблю во главе со Сладковским.

На бис – еще одним подтверждением Сашиного вкуса и уже настоящей исполнительской тонкости – прозвучали «Маргаритки» Рахманинова, в которых Александра не только любовно воспроизвела ажурную ткань этой чудесной пьесы, но услышала легкие «джазовые» нотки, что на самом деле вовсе не исполнительский произвол, а «опрокидывание» позднейшего опыта джаза в музыку Сергея Васильевича, из которой он, джаз (это признавал и такой великий эксперт, как Джордж Гершвин), в значительной мере вышел.

«Мне хотелось, чтобы после энергичного Концерта прозвучало что-то совсем тихое» – не мудрствуя объяснила свой выбор Саша. Что-то подобное, но в «обратную сторону», мог бы сказать и сам Александр Сладковский про второе отделение вечера: Первая симфония Малера примерно во столько же крат могучей Концерта, во сколько тот превосходит звуковой массой рахманиновскую пьесу.

Малера казанцы осваивают давно – страстным «малеристом» был сам Натан Рахлин. Ну а Первая – из всех малеровских симфоний самая репертуарная в мире, а значит наиболее гарантирующая успех.

Но легко сказать – «гарантирующая успех». А ну-ка справься с этой почти часовой глыбой, с ее изощреннейшей, переполненной контрастами партитурой! Казанцы не только уверенно справились, но смогли расслышать в известнейшем сочинении то, чего, по-моему, не слышали другие. Например, удивительную плотность флейтово-кларнетных и гобойно-фаготовых «микстур», начинающих первую часть: этот музыкальный пейзаж – не какие-то смутные призраки в тумане, а образ ясно воздвигающейся прямо перед тобой могучей горной страны. Посмотришь вверх – и одолевает оцепенение от этого величия, опустишь глаза – и взор согревают картины сельской жизни: порхают птички, крестьяне танцуют польки, с лихой фанфарой стремительно проносится охота… И так, уверенно летая между эмоциональными полюсами, струится музыкальная речь всей симфонии. Причем Сладковский еще заостряет контрасты: например, настолько медленно, по-моему, никто, кроме него, не играет трио второй части – томный вальс-бостон с очаровательными валторновыми акцентами посреди головокружительного лендлера крайних разделов этой части.

Как рыба в воде чувствует себя оркестр в пародийно-слезной третьей части с ее обилием острохарактерных соло, где значительные куски партитуры проходят практически без участия струнных, а персонажей этой сатирической зарисовки (ее обычно сравнивают с народным сюжетом «Звери хоронят охотника») рисуют резкие голоса духовых: тут по-особому оцениваешь, из каких классных солистов-ансамблистов состоит коллектив.

Ну, и финал собирает воедино как воинство тем произведения, возвращая к пейзажному символизму первой части, так и тембровое воинство, заканчивая эту историю метаний между сиянием и сумраком победой светлого марша-гимна. Лишь по тому, как пару раз слегка дрогнули губы у кого-то из валторнистов, можно было понять, насколько энергозатратна эта музыка и как на самом деле нелегок путь к ее финальному апофеозу.

Завидую казанцам – кроме старта, не смогу посетить на их фестивале больше ничего. А ведь впереди – череда интереснейших программ: скрипичные концерты Баха (включая редко исполняемый реконструированный соль минорный) плюс Четвертая симфония Мендельсона с феноменальным скрипачом, а с некоторых пор и дирижером Сергеем Крыловым; Концертная симфония Моцарта с прославленным скрипачом (и тоже теперь дирижером) Юлианом Рахлиным и альтисткой Сарой МакЭлрави плюс Первая симфония Брамса; наконец соната Шуберта «Арпеджионе», превращенная композитором Добринкой Табаковой в концерт для альта с оркестром, Сюита в старинном стиле самой Табаковой и, на десерт, Третья симфония Брамса под управлением живущего в Великобритании альтиста и дирижера Максима Рысанова.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады