От экстаза к меланхолии События

От экстаза к меланхолии

Элина Гаранча выступила на фестивале в Зальцбурге

Родная речь постоянно была слышна на нынешнем фестивале в Зальцбурге – со сцены, в фойе и кулуарах. К примеру, в двух из четырех специальных вокальных вечеров звучала русская музыка. Немецкий баритон Маттиас Гёрне и фестивальный интендант Маркус Хинтерхойзер наряду с произведениями Густава Малера исполнили Сюиту Шостаковича на стихи Микеланджело. А латвийская оперная дива – меццо-сопрано Элина Гаранча – для выступления отобрала сочинения своих соотечественников конца ХIX – первой половины ХХ века, а также Рихарда Штрауса, Анри Дюпарка и – что примечательно – Сергея Рахманинова.

У певицы давние связи с Зальцбургом. Здесь она несколько лет назад записала превосходную концертную пластинку: пять песен на стихи Матильды Везендонк Вагнера и рюккертовский цикл Малера с Венскими филармониками. На фестивале этого года Гаранче аккомпанировал известный шотландский пианист Малкольм Мартино (их недавняя совместная работа – альбом Lieder c песнями Шумана и Брамса).

Программу Элины Гаранчи можно было бы озаглавить «Музыка fin de siècle». Выражение это скорее характеризует общее умонастроение позднего романтизма с его склонностью к изощренной рефлексии и сентиментальному эгоцентризму и одновременно с нежеланием пристально взглянуть в тот «шевелящийся хаос» ХХ столетия, который уже открывался, к примеру, композиторам Второй венской школы. «Конец века» у Гаранчи растянулся примерно на шестьдесят лет – с 1870 («Песнь Миньоны» Дюпарка) по 1930 («Ноктюрн» Яниса Медыньша) год. «Латышская» часть концерта была представлена музыкой четырех композиторов. Прозвучали романсы брата Яниса Медыньша – Язепса, Альфредса Калныньша и Язепса Витолса (учитель Прокофьева и Мясковского в Петербургской консерватории). Общее в их стилистике – это любопытный сплав традиций русской, немецкой, отчасти французской композиторских школ. По словам самой певицы, многие из этих песен и романсов она слышала еще в детстве от мамы. Отсюда сердечность, с которой Элина Гаранча пела эту музыку, и несколько сумрачная, «лифляндская» меланхолия. Впрочем, ее после каждой песни прерывали жизнерадостные и, казалось, не вполне уместные аплодисменты счастливой фестивальной публики.

Чуть в ином ключе были исполнены ранние песни Рихарда Штрауса. Часть из них мы привыкли слышать в оркестровых версиях. В дуэте же с фортепиано на первый план вышел глубоко личный характер этих сочинений. Так, в знаменитой Allerseelen (ее Штраус написал в 21 год) воспоминание об усопших превращается в экстатическую любовную песню, что очень эмоционально передала в своей интерпретации Элина Гаранча.

Во втором отделении «перемена наряда» у героини вечера (элегантная смарагдовая тафта уступила место струящемуся алому шелку) произвела неизгладимое впечатление. И явно пришлась по вкусу завсегдатаям фестивальных концертов, которые и сами не прочь продемонстрировать роскошные вечерние платья и ослепительные бриллиантовые колье.

 

Наиболее интересной оказалась французская часть концерта, а именно вокальные сочинения Анри Дюпарка – композитора, чья экзальтированная созерцательность была идеально воссоздана дуэтом Элины Гаранчи и Малкольма Мартино. Пианист показал здесь себя чутким аккомпаниатором, окутав изысканными рояльными тембрами холодноватую, но одновременно мощную экспрессию певицы, ее «бесшовное» звуковедение, бархатистый тембр все еще сильного и гибкого голоса. Бывают «странные сближения». Именно Дюпарк впервые открыл для современной ему музыки поэзию Шарля Бодлера, в частности, стихотворение «Приглашение к путешествию» из сборника «Цветы зла», которое отечественные рок-меломаны знают по знаменитой пластинке Давида Тухманова.

Наконец, Рахманинов! Тут, пожалуй, дуэту не хватило синергии. И если Гаранча чувствует и в целом вполне аутентично передает рахманиновский эмоциональный «грув», то для ее партнера это оказалось не под силу даже технически. Впрочем, из трех бисов два были рахманиновские: безупречно исполненная «Сирень» и маленькая драма, которую Элина Гаранча к вящему удовольствию зальцбургской публики виртуозно разыграла в знаменитом романсе «Не пой, красавица».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»