Отец киномузыки Кино

Отец киномузыки

К 130-летию со дня рождения Дмитрия Тёмкина

За свою блестящую карьеру в Голливуде Дмитрий Тёмкин написал музыку более чем к сотне фильмов и работал с Альфредом Хичкоком, Говардом Хоуксом, Фрэнком Капрой, Уильямом Уайлером и другими режиссерами. 22 раза композитор номинировался на премию «Оскар» и четырежды становился ее лауреатом: в 1953 году – за музыку и песню к вестерну «Ровно в полдень», в 1955-м – за фильм «Высокий и могучий», за картину «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя – в 1958-м. О вкладе Дмитрия Тёмкина в становление киномузыки и о его важнейших открытиях, без которых кино было бы другим, пойдет речь в этом тексте.

 

Песня из фильма

Эпохальным в карьере Тёмкина стал фильм режиссера Фреда Циннемана «Ровно в полдень»: он принес композитору два «Оскара» – за музыку и заглавную песню Do Not Forsake Me. Тогда в кинолентах не пели во время диалогов, но Тёмкин предложил нетрадиционное решение. Ему удалось убедить продюсеров в следующем: так как песня выражала главную идею картины, было бы уместно, если бы она многократно повторялась на протяжении всего фильма. На предварительном просмотре картину сочли провальной, и ее последующий выпуск оказался под вопросом. Тогда Тёмкин решил издать песню на пластинке – и не прогадал. Она сразу же приобрела успех и стала одним из хитов года. Вскоре на экранах появился и сам фильм, за которым сегодня закреплен статус одного из самых знаменитых и прославленных американских вестернов. Так Тёмкин стал первым из композиторов, доказавших, что песня может не просто заполнять экранное время, когда героям нечего сказать, но и быть отдельным, коммерчески успешным произведением. Благодаря Тёмкину появилось само понятие «песня из кинофильма». Практика актуальна и в наши дни: студии нередко включают «хит-песню» в саундтрек.

курсив
Сцена из фильма “Ровно в полдень”

Вестерн

Тёмкин написал музыку к двум десяткам вестернов и, начиная с блокбастера «Ровно в полдень», использовал выразительные средства, которые вскоре стали архетипическими в этом жанре. В первую очередь это тема с четкой ритмической основой, напоминающей гитарный аккомпанемент (нередко в вестернах персонажи подыгрывают себе на гитаре или губной гармошке, а иногда и насвистывают мелодию). Героя вестерна сложно представить без лошади, и часто ритмическая основа воплощает топот копыт: в фильме «Перестрелка в О.К. Коралл» Тёмкин использует деревянные коробочки, имитирующие цоканье. Изобретателен аккомпанемент к главной теме в картине «Ровно в полдень», где композитор семплирует стук колес поезда. Также Тёмкин вводит фанфары, мотивы простора, передающие общую атмосферу первозданной природы и подчеркивающие связь героев с родной землей, и народные песни, ставшие характеристикой коренных жителей Америки, духом которых Тёмкин проникся, изучая фольклор. «Фрэнк (режиссер Фрэнк Капра. – Т.Е.) познакомил меня со старой музыкой, с песнями индейцев гор Аппалачи, гимнами Новой Англии, ковбойскими песнями, балладами рабочих, строивших в Штатах первые железные дороги. Я нашел подлинные жемчужины в коллекции Карла Сандберга: забытые мелодии с берегов Миссисипи и песни рабов с хлопковых плантаций», – вспоминал композитор.

Драматургия

Драматургию картины «Ровно в полдень» композитор построил вокруг темы заглавной песни (о которой речь шла выше) и ее трансформаций. Таким образом, Тёмкин изменил подход к киномузыке в целом: он заключается в том, чтобы через одну, главную тему выразить идею фильма. Конечно, концептуально Тёмкин не совершал открытий. Он опирался на принцип монотематизма, основоположником которого был Ференц Лист: мы слышим те же интонационные обороты, что и в главной теме, но в ином ритмическом, метрическом, гармоническом, фактурном и тембровом оформлении. Такие преобразования позволяют трактовать образ героя и его эмоциональное состояние, расставлять смысловые акценты и влиять на динамику развития действия.

курсив
Постер фильма “Ровно в полдень”

Саспенс

Триллер Альфреда Хичкока «В случае убийства набирайте М» пронизан саспенсом – состоянием тревожного ожидания и неопределенности, которому Хичкок уделял особое внимание. Для него саспенс был главным приемом вовлечения зрителя в экранное действие: ассоциируя себя с героем, зритель переживает происходящее с ним, как с самим собой. Саспенс в фильме достигается благодаря остинатному мотиву, имитирующему тиканье часов. Задолго до Ханса Циммера, использовавшего тикающие часы как средство непрекращающегося усиливающегося напряжения в «Дюнкерке» Кристофера Нолана, этот прием был найден Тёмкиным в триллере Хичкока, который стал одним из классических образцов этого жанра.

Контрапункт

Еще в одном триллере Хичкока «Незнакомцы в поезде» – в знаменитой сцене убийства на ярмарке, отраженного в очках жертвы, – Тёмкин обращается к контрапункту. Это прием осмысленного противопоставления визуального и звукового рядов – важнейшее выразительное средство в кино. В этом эпизоде убийство происходит на фоне ярмарочной музыки – так композитор пользуется контрастом для более острого восприятия сцены.

курсив
Сцена из фильма “Незнакомцы”

***

Когда в 1955 году Тёмкин получал «Оскар» за лучшую музыку к фильму «Высокий и могучий» и выразил благодарность Бетховену, Брамсу, Вагнеру, Римскому-Корсакову и другим композиторам, многие сочли это шуткой. Но Тёмкин не думал шутить. «Год за годом я присутствовал на вручении наград и каждый раз слышал, как победители – актеры, продюсеры, музыканты – восхваляли руководителей студий и коллег по работе. Я и сам говорил те же банальные фразы, но устал от этого. Я подумал: кому же музыкант должен выразить наибольшее признание, как не мастерам, которые развивали музыкальное искусство и создавали традиции, которым мы, их скромные преемники, следуем? Кому же должен воздавать хвалу писатель или художник, как не гигантам своего искусства? То, что я хотел выразить, было данью уважения музыканта героям музыкального прошлого», – откровенно писал композитор в автобиографии. Сегодня уже мы, кинематографисты и музыканты всего мира, отдаем дань уважения герою прошлого – классику киномузыки Дмитрию Тёмкину.

курсив
Вручение “Оскара”

Биографическая справка

Дмитрий Тёмкин родился в 1894 году в городе Кременчуг Полтавской губернии. В тринадцать лет был принят в Петербургскую консерваторию, в класс профессора Александра Глазунова, ученика Николая Римского-Корсакова. После революции 1917 года Тёмкин выступал одним из организаторов масштабных музыкальных перформансов, таких как «Мистерия освобожденного труда» и «Взятие Зимнего дворца», в котором было задействовано свыше шести тысяч артистов.

В 1921 году Тёмкин покинул Россию. В Германии и Франции гастролировал как концертирующий пианист. В 1928 году в Париже представил европейскую премьеру Фортепианного концерта Джорджа Гершвина.

В 1929 году эмигрировал в США, где первое время аккомпанировал балетной труппе, которую возглавляла балерина и хореограф Альбертина Раш, вскоре ставшая его женой.

Важным событием в биографии Тёмкина была встреча с режиссером Фрэнком Капрой и совместная работа над фильмом «Потерянный горизонт» (1937), музыка к которому номинировалась на «Оскар». Всего на премию киноакадемиков композитор выдвигался 22 раза, четырежды становился лауреатом.

Дмитрий Тёмкин был награжден Орденом почетного легиона.

Последней работой Тёмкина в кино стала музыка к фильму «Чайковский» (главную роль исполнил Иннокентий Смоктуновский), снятому в 1969 году в СССР. Благодаря этой работе композитор впервые с 1921 года и в последний раз в жизни побывал на родине.

Тёмкин умер в Лондоне в 1979 году. Его портрет украшает одну из марок серии «Легенды американской музыки», выпущенной в 1999 году в США.