Откровения Сергея Рахманинова События

Откровения Сергея Рахманинова

В рамках Зимнего фестиваля в Уфе прозвучали все концерты и симфонии Рахманинова

Нынешний год для НСО РБ стал особенным. Он получил звание «академического» и был переименован из Национального симфонического в Государственный академический симфонический оркестр Республики Башкортостан. Магические аббревиатуры ГАСО, Госоркестр – знак статуса, правильного вектора развития, заданного командой гендиректора Артура Назиуллина и главного дирижера Дмитрия Крюкова. «Когда я пришел в коллектив пять лет назад, то пришлось решать задачи совершенно нетворческие – мы с Дмитрием Крюковым занимались укреплением авторитета оркестра, нормализацией внутреннего климата и созданием рабочей дисциплины, – рассказывает Назиуллин. – Как только этого удалось достичь, то сразу заметно улучшились художественные результаты. Мы смогли показать свои достижения в столицах. Впервые за все время существования оркестр выступил в Концертном зале имени Чайковского и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а в Большом зале Московской консерватории нас не слышали четверть века. Но, считаю, пройден только начальный этап, все самое важное еще впереди».

Артур Назиуллин и первый заместитель министра культуры РБ Наталья Лапшина

Оркестр стал интенсивно гастролировать и по России: дважды в год выезжает к соседям – в Татарстан и Удмуртию, в 2021 году гастролировал в Екатеринбурге на Симфофоруме, в 2023 году ездил на фестиваль в Оренбург к Денису Мацуеву, став участником его проекта «Диалог поколений». Нынешней осенью открыли для себя искусство музыкантов из Уфы жители Дальнего Востока: при поддержке «Росконцерта» ГАСО РБ выехал в Южно-Сахалинск, Владивосток и Благовещенск. В общем, оркестр резко «рванул» вперед, стремясь наверстать годы сонного прозябания вне внятной творческой политики. Усилия коллектива не остались незамеченными: осенью ГАСО РБ выиграл несколько номинаций Большой оркестровой премии «440 герц», став вровень с ведущими оркестрами России.

Слово «академический» также отражает кредо оркестра: исполнять монументальные партитуры классиков – Бетховена, Брукнера, Малера, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, где все недостатки и достоинства видны как на ладони. В эту линию вписывается программа Пятого Зимнего фестиваля, полностью охватившая два важнейших жанра рахманиновского наследия – концерт и симфонию – и примыкающие к ним произведения.

«Мы не пошли по хронологии создания, а расположили сочинения так, чтобы соединить бесспорные шлягеры и менее репертуарные опусы Рахманинова», – объясняет Дмитрий Крюков. Он же взял на себя в фестивале и функцию ведущего, поясняя со сцены об идеях и особенностях замысла музыки. Делает это дирижер блестяще, без всякого популизма, и  его слова точно бьют в цель и действительно помогают слушателям понять суть и смыслы.

Фестиваль стартовал с Первой симфонии и Третьего фортепианного концерта, сыгранного Александром Гиндиным, а завершился Четвертым концертом, Рапсодией на тему Паганини и «Симфоническими танцами».

Филипп Копачевский

В финальном вечере приняли участие сразу два пианиста. Филипп Копачевский в особых представлениях не нуждается: в свои 33 года он имеет солидное портфолио, лауреатство на восьми серьезных международных конкурсах, выступления со всеми ведущими российскими оркестрами и дирижерами. Он прекрасно оснащен технически (все же школа Сергея Доренского!), мобилен, так что было интересно послушать его интерпретацию Четвертого концерта, считающегося несколько вторичным. У Копачевского сочинение прозвучало как ностальгия по прошлому, и в таком контексте оказались понятны то и дело мелькающие цитаты, фразы из Второго и Третьего концертов. Не было тут и привычной рахманиновской кантилены – в медленной части ее заменили эпизоды сосредоточенной медитации, сменяемой взрывами эмоций. Третья часть показалась самой выразительной и цельной: прошлое отступило, но окружающий мир оказался враждебен. Угрожающие отрывистые мотивы, стонущие интонации, накал страстей захватили внимание и вызвали искренний отклик зала. На бис Филипп Копачевский сыграл «Шествие троллей» Грига, еще больше нагнетая  атмосферу макабра. Аккомпанемент Дмитрия Крюкова, как всегда, был точен и внимателен: оркестр полностью разделил концепцию пианиста, предоставив ему карт-бланш в выборе темпов.

Шаура Сагитова и ГАСО РБ

В «Рапсодии на тему Паганини» солировала башкирская пианистка и композитор Шаура Сагитова. Одного поколения с Филиппом Копачевским, Шаура сосредоточила свою деятельность в республике: преподает, руководит ансамблем современной музыки «Самрау». Вместе с ГАСО РБ играла такие редкости, как Концерт № 2 Бартока и Концерт № 2 (для левой руки) Равеля. Ее взгляд на Рахманинова идет из нашего времени: эмоции уступают место рацио, а на смену спонтанности чувств приходит продуманность формы и деталей. В Рапсодии, как нигде у Рахманинова, много солирующих моментов у оркестра, где и первая скрипка Ильшат Муслимов, и духовые продемонстрировали и красоту кантилены, и виртуозность.

Публика горячо поддержала игру обоих солистов, слушатели устроили стоячую овацию и в антракте активно обсуждали музыку и пианистов, стремясь продлить прекрасные мгновения.

Второе отделение началось с соло главного дирижера Дмитрия Крюкова, который прокомментировал свое видение «Симфонических танцев» и особенностей позднего стиля Рахманинова. Для него это «глубоко апокалипсическое произведение, где понятие “танец” часто трансформируется в демоническую пляску; она сменяется раскаянием, когда человек в слезах молится у алтаря». В целом же три части цикла повествуют о сломе времен, об ужасах и испытаниях, после которых наступает прозрение и катарсис. Именно так и прозвучали «Симфонические танцы» – экзистенциально мощно, с резкими контрастами между эпизодами. В этой последней партитуре особенно сильно проявляется линеарное мышление Рахманинова: фактически вся третья часть представляет брожение голосов, тембров, интонирующих мотив церковной секвенции Dies irae («День гнева»). Оценивая интерпретацию, хочется подчеркнуть не только глубину концепции дирижера, но и филигранность выделки всех деталей, сыгранность музыкантов, благодаря чему в многоэтажной фактуре был прочерчен каждый голос.

Дмитрий Крюков

Сейчас модно делать симфонические сюиты из саундтреков известных триллеров или фэнтези, и в каком-то смысле «Симфонические танцы» прозвучали как грандиозная одиссея, захватившая внимание и мысли слушателей в свой водоворот образов.

Этот и предшествующие концерты Зимнего фестиваля смогли услышать не только присутствовавшие в ГКЗ «Башкортостан»: ГАСО РБ запустил свой «Виртуальный концертный зал» в рамках национального проекта «Культура». Теперь концерты оркестра в онлайн-трансляции, снятые на качественном оборудовании, смогут услышать и увидеть зрители в любой точке как Республики Башкортостан, так и России и всего мира.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»